Сентиментализм (литературное направление) | ОГЭ для VIP

Сентиментализм (литературное направление)

Наиболее значительными направлениями в истории европейской литературы в процессе школьного изучения принято считать классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.


 

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

 

Сентиментализм

Сентиментализм (от франц. «чувство») — литературное течение второй половины XVIII века, утвердившее в качестве доминанты человеческой личности и человеческого бытия чувство, а не разум. Не стоит думать, что сентиментализм, в отличие от классицизма, лишился строгой нормативности. Просто нормативность сентиментализма иная и состоит в заданности нового идеала. Если в классицизме идеалом был «человек разумный», то в сентиментализме — «человек чувствующий», способный к выражению и совершенствованию естественных человеческих чувств, например печали, вызванной неразделённой любовью. Классицисты не могли позволить своим героям проявить такую слабость. Разумно устроенная человеческая жизнь, по их мнению, просто не могла привести к печали. Радость тоже должна быть сдержанной и разумной. Вспомните слова, которые произносит влюблённая, дождавшаяся жениха Софья из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»:

Софья (одна, глядя на часы). Дядюшка скоро должен вытти. (Садясь.) Я его здесь подожду. (Вынимает книжку и прочитав несколько.) Это правда. Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! (Прочитав опять несколько.) Нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью. (Прочитав ещё несколько, взглянула и, увидев Стародума, к нему подбегает.)

И сравните чувства Софьи с чувствами Лизы из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»:

Вдруг Лиза услышала шум вёсел — взглянула на реку и увидела лодку, а в лодке — Эраста. Все жилки в ней забились, и, конечно, не от страха. Она встала, хотела идти, но не могла. Эраст выскочил на берег, подошёл к Лизе и — мечта её отчасти исполнилась: ибо он взглянул на неё с видом ласковым, взял её за руку… А Лиза, Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем — не могла отнять у него руки — не могла отворотиться, когда он приближился к ней с розовыми губами своими… Ах! Он поцеловал её, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!

Знаменем русского сентиментализма стало произведение, созданное по впечатлениям от поездки Николая Михайловича Карамзина, закрепившего в русской культуре это направление, «Письма русского путешественника». Чувство, чувствительность в сентиментализме начинают определять всё. Это была культура вздохов, рассуждений, культура вглядывания в мир и в себя, культура проливания слёз. Человек мог часами стоять, любуясь красотами природы, например, на берегу озера и лить благодарные слёзы.

Перечитаем первый абзац самой знаменитой повести писателя-сентименталиста Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»:

Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели — куда глаза глядят — по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.

Обратите внимание: здесь нельзя не обнаружить новый взгляд писателя-сентименталиста на человека, мир, окружающую природу. Во-первых, это повторяющийся эпитет новый, обнаруживающий иную точку зрения на окружающее, чем прежде. Во-вторых, своеобразным камертоном всего повествования становится оборот может быть, невозможный в классицизме, где всё рационально, точно. Оборот может быть и передаёт новые возможности человека свободно мыслить, ощущать, чувствовать, сомневаться. Нельзя не почувствовать в отрывке и задушевность интонации, мягкость описаний. Н. М. Карамзин создал новый стиль, новый «язык истинной чувствительности».

Главные признаки стиля сентиментализма:

  • экспрессивность всех изобразительно-выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор;
  • сложные синтаксические конструкции, передающие гамму чувств персонажей. У Карамзина ещё нет психологических описаний, но они уже заложены в смысловые паузы;
  • стилистическое разнообразие: поэтичность, изысканность, шутливая ирония, передающая оттенки чувств; подробные описания поступков героев;
  • речевая характеристика сентиментальной прозы Карамзина пока не индивидуализирована, персонажи говорят одним голосом — литературным языком сентиментализма;
  • в прозе Карамзина особая роль принадлежит повествователю, который комментирует, организует действие, являясь активным персонажем произведения.

Неоценим вклад Карамзина-реформатора в развитие русской прозы.

Классицистов интересовал не реальный человек, а лишь определённые черты личности. Они пытались вписать в рациональные схемы действия положительных героев и показать непривлекательность неразумного поведения отрицательных героев. Сентименталистов интересовали конкретные, узнаваемые люди с индивидуальной судьбой. Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием его появления стало не разумное переустройство мира, а высвобождение и совершенствование естественных чувств. Карамзин в своём творчестве (повести «Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза» и др.) показал, что человек может быть разным. Столь «вместительной» прозы до Карамзина в русской литературе не было.


Вы смотрели «Сентиментализм»

Выберите дальнейшее действие:

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ