ОГЭ для VIP Литература Рекомендации по выполнению КИМ ОГЭ по литературе

Рекомендации по выполнению КИМ ОГЭ по литературе

 Что представляет собой ОГЭ по литературе?

Основной государственный экзамен — это проверка ваших знаний и умений в области школьной программы по литературе — предмету, который вы изучали в течение пяти лет. В настоящей статье рассмотрены рекомендации школьникам по подготовке к ОГЭ по литературе.

Одно из основных занятий на уроках литературы — анализ литературного произведения (в целом или фрагмента, эпизода). Аналитическая работа не цель литературного образования, а средство, позволяющее проникнуть в художественный замысел автора, услышать его мысли, постичь его переживания. Но и этого недостаточно. Чтобы быть уверенным в том, что произведение понято, надо уметь сформулировать собственное видение авторской концепции и доказать, что эта концепция так или иначе представлена в произведении. Это невозможно сделать, если не сделано главное — не прочитано изучаемое произведение. Чтение произведения — главное условие и знания литературы, и успешной сдачи экзамена.


ОГЭ по литературе осуществляется в форме письменных заданий, аналогичных письменным ответам, которые вы выполняли в школе (это задания 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3; 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3), и сочинений (задания 2.1, 2.2, 2.3, 2.4), которые вы также писали в школе.

Для выполнения заданий вам будет предложен контрольный измерительный материал (КИМ), содержащий текст экзаменационной работы. В работе две части.


В части 1 для анализа предлагаются два текста на выбор: фрагмент эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения (вариант 1) и лирическое стихотворение (или басня) (вариант 2). Выбрав один из вариантов, прочитайте предложенный фрагмент или стихотворение и последовательно выполните три задания. Два первых задания требуют развёрнутого письменного ответа на вопрос (3—5 предложений).

Третье задание требует более развёрнутого ответа (5—8 предложений) и предполагает сопоставление приведённого фрагмента произведения или стихотворения с другим фрагментом или стихотворением, текст которого также даётся в экзаменационной работе.

Более подробно с содержанием экзамена и его структурой вы можете ознакомиться на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).

Часть 2 предполагает написание сочинения объёмом от двухсот слов, соответствующего определённым требованиям: раскрытие темы, аргументированность суждений, соответствие авторской позиции, знание содержания анализируемого произведения, его анализ, включение теоретико-литературных понятий, логичность, речевая грамотность.

Теоретический минимум  Образец выполнения ОГЭ

 

Рекомендации учащимся, готовящимся к ОГЭ по литературе

Приступая к выполнению задания, внимательно прочитайте инструкцию. Она состоит из двух частей.

Первая часть инструкции приводится перед фрагментом произведения, в ней всегда будет дана команда прочитать приведённый фрагмент произведения (если вы выбрали задание по лирике, то прочитать стихотворение). Прочитайте фрагмент или стихотворение до того, как вы прочитаете задание. Это даст вам возможность вспомнить произведение, которое вы уже читали и изучали в школе, или получить первоначальное понимание незнакомого произведения (стихотворения). Неплохо и перечитать произведение.

Во второй части инструкции дано задание для анализа фрагмента произведения (или лирического стихотворения):

  • Сформулируйте прямой связный ответ (3—5 предложений) на каждый вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения (можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения).
  • Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
  • Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

Проверьте себя и ответьте для себя на следующие вопросы:

  1. Понимаете ли вы, что такое дать прямой ответ?
  2. Понимаете ли вы, что такое аргументировать суждение?
  3. Знаете ли вы, как надо анализировать текст?

Не давать прямого ответа, а отвечать на вопрос «Что я могу сказать об этом произведении» — характерная ошибка учащихся. Такой ответ не является прямым. Прямой ответ — это ответ именно на поставленный вопрос, а не на какой-либо другой о том же произведении. Помочь дать прямой ответ на поставленный вопрос может такой приём: отвечая, повторите часть вопроса и продолжите ответ.

Например, в задании содержится вопрос: «Каким настроение проникнуто стихотворение… (далее указывается то или иное стихотворение?» Начало ответа может быть таким: «Стихотворение (укажите автора и название) проникнуто настроением…» И далее, назвав настроение стихотворения, докажите свою мысль, опираясь на текст произведения и его анализ.

Теоретический минимум  Образец выполнения ОГЭ


Вы читали статью «Рекомендации по выполнению КИМ ОГЭ по литературе»