ОГЭ для VIP Русский язык Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Рекомендации по подготовке к ГИА в 9 классе. Актуальная информация для ОГЭ 2020 «Русский язык». Использованы цитаты из пособия «Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2020. 30 тренировочный вариантов. / Н.Л. Сенина и др. — 2019» (Легион). Цитаты использованы в учебных целях.

Подготовка к ОГЭ
по русскому языку 2020

Экзаменационная работа (ОГЭ) по русскому языку в 2020 году претерпела существенные изменения, хотя её структура в целом осталась прежней. ГИА в 9 классе состоит из трёх частей:

  1. часть 1 (задание 1) — написание сжатого изложения;
  2. часть 2 (задания 2-8) — выполнение заданий, в том числе и на основе печатного текста;
  3. часть 3 (задания 9.1—9.3) — написание небольшого по объёму сочинения-рассуждения на альтернативную тему.

 

ЧАСТЬ 1.

 Задание 1. Многоаспектный анализ текста. Понимание, интерпретация и комментирование текстов различных типов и стилей. Информационная переработка текста 

Такая форма задания, как сжатое изложение, требует не просто мобилизации памяти школьника и внимания к нормам правописания, но и прежде всего умения отбирать существенную информацию, структурировать содержание текста, воспринимаемого на слух: выпускник должен выполнить информационную обработку текста, демонстрируя не только репродуктивные, но и продуктивные навыки, например умение отбирать такие лексические и грамматические средства, чтобы связно и кратко передать прослушанную информацию. Для успешного решения этой задачи нужны определённые условия:

  • способность аудирования, т. е. адекватного восприятия информации исходного текста, так как, если текст учеником не понят, он не может определить, что в нём главное, а что второстепенное, следовательно, сокращение элементов текста будет носить случайный характер;
  • владение приёмами сокращения (компрессии) текста;
  • умение письменно передавать воспринятую информацию.

В отличие от изложения подробного, являющегося близким к исходному тексту, когда сохраняются все детали и подробности, сжатое изложение представляет собой пересказ основного содержания исходного текста. Сжатый пересказ требует отбора существенной информации, вычленения в тексте микротем, обобщения содержания исходного текста. Сжатое изложение направлено на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить её в письменной форме. Работая над этим заданием, школьники учатся выделять главное и существенное в высказывании, овладевают особыми средствами обобщённой передачи содержания.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. Это объясняется тем, что при его написании необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальном использовании речевых средств.

Читайте далее (более подробно):

Как готовиться к написанию сжатого изложения выпускнику? Восприятие текста, или аудирование  Компрессия текста  Основные принципы сжатия текста  Техника написания изложения  Сложности при написании изложений ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ с комментариями

В 1 -й части экзамена эксперты проверяют следующие коммуникативно-речевые умения выпускника:

  • умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно и логично излагать свои мысли;
  • умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Информация для учителя или репетитора !

Модель проведения сжатого изложения

Действия организатора  Действия экзаменуемых Примерное время, мин
1 Поставить аудиозапись первый раз Прослушивают исходный текст. Во время чтения текста экзаменуемые делают записи в черновике  3-4
2  Дать время на осмысление текста Работают с черновиками 5-6
3 Поставить аудиозапись второй раз Прослушивают исходный текст. Во время чтения текста экзаменуемые делают записи в черновике 3-4
4 Выключить запись. Сообщить о начале написания изложения и о возможности пользоваться словарём
5 Пишут сжатое изложение
Важно!

На выполнение всей экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Из этого времени на первую часть отводится 90 минут. Из них на прослушивание текста (2 раза с интервалом) — примерно 10 минут, на осмысление прочитанного текста — 10 минут, непосредственно на его написание отводится 70 минут. В свою очередь, из этого времени надо вычесть ещё 15 минут для переписывания изложения на чистовик (это рекомендуется делать в конце всей экзаменационной работы).

Таким образом, время, отведённое на написание чернового варианта изложения, составляет приблизительно 50—55 минут. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. После внимательной проверки перепишите текст в специальный бланк.

Правила заполнения бланка № 2

Часть 2.

 Задания 2 — 8. Тесты. Семь заданий (раньше было 15). Задания 2-5 на знания орфографии, пунктуации и грамматики. Задания 6-8 связаны с анализом текста. Задания 2, 3, 5, 6, 7 предполагают несколько ответов, о чём свидетельствуют их формулировки: Укажите варианты ответов.

Для просмотра рекомендаций для каждого из 7 заданий (с 2-го по 8-е) нажмите на номер задания.

Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8

 

Часть 3 (сочинение-рассуждение)

Третья часть — написание небольшого по объёму (70 слов) сочинения-рассуждения. Оно выполняется на основе печатного текста. Экзаменуемым предлагается три альтернативных задания (9.1, 9.2 или 9.3), на одно из которых нужно дать развёрнутый аргументированный ответ. На эту часть работы отводится около часа.

В этом задании оцениваются умения выпускников понимать основную мысль прочитанного текста, адекватно передавать её в собственном письменном высказывании; выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводя как собственные аргументы, так и извлечённые из исходного текста. Учитываются также практические умения, необходимые для повседневной речевой практики: речевое оформление, грамотность.

Ученическое сочинение должно обладать всеми основными признаками текста: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью. На степень проявления смысловой цельности влияют такие характеристики, как связность, логика развития замысла, законченность.

Средством организации текста сочинения как единого целого является композиция. Текст должен члениться на необходимые для раскрытия темы композиционные части, которые надо расположить в определённой последовательности. В тексте всё взаимосвязано, в том числе и сложные синтаксические конструкции, и отдельные предложения в них. Существуют различные средства межфразовой связи (порядок слов, союзы, вводные слова, местоимения). Необходимо при подготовке к изложению и сочинению уделить особое внимание этой теме, так как огромное число ошибок связано именно с неумением использовать средства связи между предложениями в тексте.

Как и всякий письменный текст, сочинение должно иметь абзацное членение. Абзацные предложения составляют канву текста. Если абзацное членение сделано правильно, то при прочтении только первых предложений каждого абзаца получится связный текст. Отсутствие абзацев или, наоборот, чрезмерно мелкое абзацное членение являются недостатком сочинения.

При написании сочинения-рассуждения очень важно умело сочетать опору на содержание текста с собственными выводами и суждениями по поводу высказанных в тексте мыслей. Надо не только понять и проанализировать авторскую позицию, но и привести доводы в защиту собственной точки зрения, даже если она не будет совпадать с авторской.

Ваш текст сочинения-рассуждения должны отличать:

  • наличие определённой темы;
  • наличие основной мысли;
  • смысловая и структурная связность;
  • композиционная стройность;
  • точность, богатство и выразительность речи.

Надо помнить об использовании различных средств межфразовой связи: союзов (и, а, но, однако и др.), вводных слов (таким образом, следовательно, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны и др.), лексических, местоименных и синонимических повторов (например, автор — он, Д. Лихачёв, Дмитрий Сергеевич, учёный, публицист, академик, известный культуролог и т.д.).

Очень важным средством межфразовой связи является порядок слов: например, в письменном высказывании наиболее значимое слово чаще всего ставится в конце предложения.

Читать далее (более подробно):

 Основные средства связи между предложениями в тексте  Задание 9.1. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ  Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса  Задание 9.2. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ  Задание 9.3. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ

 


Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Рекомендации по подготовке к ГИА в 9 классе. Актуальная информация для ОГЭ 2020 «Русский язык».

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней