ОГЭ для VIP Русский язык Задание 9.2. Сочинение-рассуждение

Задание 9.2. Сочинение-рассуждение

ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 3 (сочинение-рассуждение). Задание 9.2. Сочинение-рассуждение. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».


 

Задание 9.2

 

Задание 9.2. Сочинение-рассуждение

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл высказывания из текста:

Он помолчал и чуть не сказал про книги: „Они живые”

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Алгоритм написания сочинения 9.2

  1. Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с которого начинается часть 2 вашей экзаменационной работы.
  2. Прочитайте задание 9.2 и поработайте с предложением (фрагментом) текста, вынесенным в задание. Подчеркните в нём ключевые слова. Какая мысль заключена в этом предложении (фрагменте)?
  3. Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его.

Определите:
а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) — в начале, середине или конце;
б) кому принадлежит это высказывание — герою произведения или самому автору;
в) какова позиция автора произведения — что он хотел сказать, какую основную мысль передать читателю (проще говоря, какова идея произведения);
г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно;
д) если в тексте не выражена словесно основная мысль или нет прямой оценки автора, которую он даёт герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает своё мнение (при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой характеристики и т. п.).

  1. Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента. (Как правило, с позицией автора трудно не согласиться, если речь идёт о каких-либо нравственных понятиях — добре, зле, честности, милосердии, предательстве и прочее).
  2. Объясните, как вы поняли предложение (фрагмент) текста: дайте своё видение, свою трактовку смысла цитаты. Помните, что вы должны выразить своё мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом.
  3. Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить своё мнение, свои рассуждения о фрагменте. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, своё мнение о цитате.
  4. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.
  5. Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения-рассуждения. Проверьте его.
 Образец выполнения задания 9.2 с комментариями 

Клише для сочинения 9.2

Часть сочинения

Клише

Вступление (формулирование тезиса) Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом… Смысл финала текста говорит нам о том, что… Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:… В этом отрывке автор хочет сказать нам о том… Этим отрывком автор хочет нам показать… Текст заканчивается словами:«…». Полагаю, речь идёт о том, что… Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что… В этом фрагменте автор говорит о том, что… Смысл данного отрывка я понимаю так:… В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… Па мой взгляд, данный отрывок показывает /объясняет /раскрывает… По моему мнению, в этом отрывке показано… Мне кажется, в этом отрывке содержится главная (основная) мысль текста:… Этот отрывок отражает идею текста, которая заключается в следующем… Смысл данного фрагмента я понимаю так:… Я считаю, что… Текст (фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над…
Основная (аргументация) Примером может стать аргумент из текста, в котором… Обратимся к тексту (фамилия автора в род. п.)… Предложение … подтверждает мысль о том, что… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (предложению из текста). В предложении … автор говорит о том, что… Предложение … подтверждает мысль о том, что… Эту мысль подтверждает предложение… В тексте (фамилия автора в род. п.) сказано:… Автор говорит (подчёркивает, обращает / акцентирует наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет, высказывает интересное мнение / предположение по поводу, особо останавливается на…, возвращается к… и др.)… Этот пример ярко демонстрирует основную мысль текста. Проиллюстрировать тезис можно следующим примером из текста (на примерах из текста). В тексте (фамилия автора в род. п.) можно найти пример, подтверждающий мою мысль (мой тезис). Подтвердить данный аргумент можно примером из… предложения текста. Справедливость этого вывода можно доказать на примере… предложения. В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. ‘
Заключение (вывод) Итак, в заключение… Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать… Подводя итог, хочется сказать… Делая выводы… Делая выводы из выбранных нами доказательств… Исходя из сказанного… Таким образом, мы пришли к выводу… Надеюсь, что я смог(-ла) объяснить значение отрывка из текста… Текст (фамилия автора в род. п.) помог понять…

ПРИМЕРЫ ГОТОВЫХ СОЧИНЕНИЙ-РАССУЖДЕНИЙ

ТЕКСТ № 1 (по А.Грину),   ТЕКСТ № 2 (по В.А.Тузлукову),   ТЕКСТ № 3 (по О. Павловой),   ТЕКСТ № 4 (по О. Павловой)  ТЕКСТ № 5, ТЕКСТ № 6, ТЕКСТ № 7, … (скоро будет еще больше текстов)

 

Типичные ошибки в абзацном членении текста

  1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части (всё сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует).
  2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения: вступление, основную часть, заключение, — не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.
  3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.
  4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

Напоминаем: отсутствие в сочинении хотя бы одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен быть более 70 слов, а если вы хотите набрать по критерию «Грамотность» максимальный балл, то 140 слов и больше.


 

Перейти к другим комментариям части 3 ОГЭ:

 Основные средства связи между предложениями в тексте  Задание 9.1. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ  Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса  Задание 9.3. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ

 


ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 3 (сочинение-рассуждение). Задание 9.2. Сочинение-рассуждение. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней