Романтизм (литературное направление) | ОГЭ для VIP

Романтизм (литературное направление)

Наиболее значительными направлениями в истории европейской литературы в процессе школьного изучения принято считать классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.


 

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

 

Романтизм

Романтизм — литературное направление, сформировавшееся в европейской литературе в начете XIX века.

Задумаемся о том, почему в культуре к концу XVIII — началу XIX века произошли значительные изменения во взглядах на мир, иерархии ценностей.

Просмотрите календарь основных исторических событий, произошедших во Франции конца XVIII — начета XIX века и повлиявших на всю Европу и не только:

Дата

Событие

1789 Начало Великой Французской революции, крах феодальной системы, провозглашение прав человека.
1792 Провозглашение Французской республики; начало революционных войн.
1799 Избрание Наполеона Первого консулом.
1804 Коронация Наполеона — императора Франции.
1806 Победа Наполеона над Австрией и Пруссией.
1812 Вторжение Наполеона в Россию.
1815 Поражение Наполеона при Ватерлоо, ссылка на остров Святой Елены.

Как видим, Европа стала ареной серьёзнейших потрясений. Революция, провозглашение республики, затем снова возврат к монархии уже в лице Наполеона, занявшего французский престол, завоевание Европы, крах европейского похода Наполеона в России, низложение Наполеона, ссылка и затем смерть. В отрезок около четверти века вместились события, изменившие мир в сторону демократических тенденций и выдвинувшие на арену истории сильную личность — Наполеона, низложившие эту титаническую фигуру, которой будут ещё долго поклоняться. Все эти потрясения не могли не отразиться на восприятии человеком окружающего мира.

Понятие «романтизм» получило широкое распространение сначала во Франции благодаря книге Жермены де Сталь (1766—1816) «О Германии» (1810). В своей книге она противопоставляла романтиков писателям классицизма и говорила о том, что от нового искусства ожидается глубина, честность, демократизм, многогранность изображения человеческой личности.

Новое искусство запечатлело изменения, происшедшие с человеком: в литературе, в живописи и в других видах искусства появился образ свободной, одинокой и самодостаточной личности. В чём заключаются причины того, что человек встал на один уровень с первоосновами бытия? Почему дотоле живший в рамках строгих религиозных догматов человек возвысил свой голос против самого Бога? Теперь новая сильная личность должна была восстановить справедливость, чтобы отстоять свою независимость.

Упование на сильную личность, выдвижение в центр образа бунтаря был связан с кризисом прежних ценностей. Они оказались подвержены сомнению. Буржуазные отношения, утверждавшиеся в Европе, не позволяли верить в прежние основы бытия. Произошло крушение прежде незыблемых ценностей. Культура фиксирует изменения, происходящие в жизни, в мировоззрении человека. Новая система ценностей была связана с верой в самого человека, диктовала его автономию от Бога. Постепенно сложилось мировоззрение, которое было отражено в направлении искусства, именуемом романтизм.

Новый взгляд на мир и человека в романтизме был связан прежде всего с тем, что размывалось до того бывшее чётким разделение между добром и злом, хорошим и плохим, «чёрным и белым». Романтики почувствовали внутреннюю противоречивость мира, в котором живёт человек. Идея двоемирия стала главенствующей. Романтики акцентировали мысль о несовершенстве реального мира, веря в лучшее будущее, они идеализировали мечту. Противопоставление мечты и действительности — центр мировоззрения романтиков. При этом они не верили в торжество добра, достижение мечты. Окружающий человека мир они ассоциировали с пошлостью, не надеялись на изменение пошлого мира, но это само по себе вызывало в романтической личности энергичный протест, ненависть к окружающему, желание преобразовать мир с помощью искусства, потому что искусство — удел посвящённых.

Именно особенная личность, необыкновенная, способная противопоставить себя пошлой толпе — основная фигура в романтизме. Этот необыкновенный герой в исключительной ситуации пойдёт на всё, чтобы противостоять несовершенному, пошлому миру. Пошлый мир победить трудно, невозможно, оттого у романтического героя появляется особое состояние — мировая скорбь. Скорбь от несовершенства этого мира и невозможности изменить его. Но это поражение не делает романтического героя пессимистом: во всех случаях он готов противостоять злу и пошлости и даже погибнуть, но не уступить.

Романтическое мировосприятие включает в картину мира борьбу необыкновенных страстей, необычные, экзотические обстоятельства, «крайние» ситуации. В романтизме оказалось востребованным историческое прошлое, романтики любили обращаться к народной культуре, черпали вдохновение в фольклоре, возродив традицию фольклорного средневекового искусства с его обращением к двум силам: Бог — дьявол. Таким образом, в культуре появилось диалектически сложное, двойственное, неоднозначное изображение действительности. Искусство романтизма очень многое открыло в природе человека.

Романтизм провозгласил самоценность человеческой личности независимо от положения в обществе. Отныне изгои общества получат право на иступлённый протест. Романтики не просто обнаружили, но и показали дисгармонию между законами общества и законами природы и бытием человека. Романтики как будто проверяли реальный мир идеальным, гармоничным миром, созданным в воображении художника. Вот почему в искусстве романтизма идеализирован образ писателя-художника. Именно искусство, полагали романтики, может поправить этот несовершенный мир. Вспомните повесть Н. В. Гоголя «Портрет». Сам Гоголь долго находился под обаянием этой мысли, считая, что искусство может преобразить человека. Реальному миру романтики противопоставляли идеал, изъятый из этого мира и созданный в воображении художника.

Одним из основных приёмов романтизма стал приём романтической иронии. Таким образом романтики опосредованно заявляли о неприятии пошлого мира, о своём противостоянии злу, даже если оно торжествует.

Правилам, существующим в искусстве, романтики противопоставили свободную фантазию, игру воображения, причудливые, экзотические образы, которые не вписывались в понятие «норма». Они во многом разрушили традиционно сложившуюся систему жанров, появились новые, смешанные жанры: готические романы — романы ужасов и тайн (Уолпол, Льюис, Радклиф, Скотт), страшная и историческая баллада. «Байронический герой» как литературный тип зародился в готическом романе. Баллада становится синтетическим жанром, объединившим эпическое, лирическое и драматическое начало.

Романтики любили передавать многообразие жизни — звук, цвет. Идея развития, постоянного изменения присутствует во всех романтических произведениях. Именно романтики открыли многообразие мира, находящегося в постоянном движении.

Культ индивидуальности, характерный для романтизма, выразился в появлении «байронического героя». Для этого типа характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность духа.

Изображение мира и человека в романтизме и классицизме:

Романтизм

Классицизм

Диалектически сложное изображение характера. Заданность характера. Чёткое разделение положительных и отрицательных качеств.
Неоднозначность отношений между людьми, человеком и обществом, природой. Нормированные личные и общественные отношения.
Самоценность человеческой личности независимо от положения в обществе. Человек как гражданин, социальная ипостась на первом месте.
Романтическое двоемирие. Объектив ному миру противопоставлен идеал. Прежде всего, подражание античным образцам. Героический, но не исключительный характер.

Новый взгляд на мир и человека в романтизме:

  • Размыто чёткое разделение хорошего и плохого, добра и зла.
  • Мир, в котором живёт человек, внутренне противоречив.
  • Идея двоемирия: противопоставление героя, его идеала окружающей реальности.
  • Противопоставление реального и фантастического мира, созданного фантазией художника. Мысль о несовершенстве реального мира.
  • Акцент на мечту, вера в лучшее будущее.
  • Борьба с обывательским представлением о мире и природе.
  • Невозможность в одиночку изменить мир, и как следствие — мировая скорбь.
  • Желание преобразить мир с помощью искусства.
  • Необыкновенный герой в необыкновенных обстоятельствах. Стремление к экзотике.
  • Возрождение традиций фольклора, средневекового искусства с его исконным дуализмом: Бог — дьявол.

Характерные черты романтических произведений:

  • Борьба добра и зла как основа развития всего живого.
  • Добро не может существовать без зла. Идеализация зла в западноевропейской литературе.
  • Попытки романтиков изучить взаимоотношения между человеком и обществом, человеком и природой.
  • Попытка разорвать исторические и социальные связи, вопреки историческим законам оказать решающее влияние на жизнь общества.
  • Идея развития присутствует во всех романтических произведениях. Диалектическое изображение человека и действительности.
  • Открытие разностороннего мира, находящегося в постоянном движении.

Роль искусства в жизни человека, по представлениям романтиков:

  • «Почти каждый человек хотя бы в малой степени является художником» (Новалис).
  • Задача искусства — пробудить в человеке лучшее, победить в нём обывателя.
  • Противопоставление реального и фантастического мира, созданного фантазией художника.
  • Реальный мир вторичен в сравнении с идеальным миром, созданным фантазией художника.
  • Задача преобразования мира возлагается на искусство. Утверждаются преобразовательные функции искусства. Художник наделяется свойствами мессии (спасителя).
  • Провозглашается свобода творчества.

Романтическое миропонимание, характеризующееся, с одной стороны, глубоким разочарованием в просветительских идеалах, в современной действительности, в перспективах общественного прогресса, а с другой — всезахватывающей жаждой совершенства, страстным стремлением к всеобщим, абсолютным, бесконечным идеалам, было у писателей-романтиков неодинаковым. Одни жаждали кардинального переустройства общественной жизни (Байрон), другие искали спасения в религии (В. Жуковский).


Вы смотрели «Романтизм»

Выберите дальнейшее действие:

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ