Реализм (литературное направление) | ОГЭ для VIP

Реализм (литературное направление)

Наиболее значительными направлениями в истории европейской литературы в процессе школьного изучения принято считать классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.


 

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

 

Реализм

Реализм — направление в искусстве, художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности.

Всякое подлинное искусство в определённой мере отражает реальность человека, его проблемы, даже фантастическое. Иногда для выражения мысли, может быть, даже предупреждения о грядущей опасности, автор прибегает к фантастическому способу повествования. Реализм отражает жизнь во всей её полноте, художник-реалист вглядывается в человека, желая отразить его сложность и несводимость к какой-либо формуле.

Реализм заявил о себе в 20-х годах XIX века. Читая роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», вы наверняка почувствовали, что в произведении воссозданы отнюдь не романтизированные картины действительности. Поэт писал в это время:

Иные мне нужны картины,
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор…

В романе, обращаясь к читателю, поэт, понимая несоответствие нового видения мира романтическому, говорит: …может быть, такого рода / Картины вас не привлекут: / Все это низкая природа; / Изящного немного тут. Новое художественное мышление сосредоточено не на отражении прекрасного или ужасного как такового, а на отражении реальности, жизненной правды. И оказалось, что обыденная жизнь таит в себе много интересных открытий!

А искусство по-своему отражает жизнь. Реализм отразил жизнь во всем её многообразии. Реалисты старались познавать законы мира, особенности взаимосвязей человека с миром. В реализме верность действительности становится высшим критерием художественности.

Реалисты серьёзно исследовали социальные стороны жизни. Они показали роль денег в жизни общества, их одновременное созидательное и разрушительное воздействие на людей и государства. Они изобразили взаимодействие человека с социальной средой и выявили зависимость человека от окружающей среды. Эту зависимость человек может преодолеть, как пушкинская Татьяна, но может измениться под воздействием окружающей среды и стать «страдающим эгоистом», как Онегин.

Реалисты изображают типичные характеры в типических обстоятельствах. Рисуя образ индивидуума, они делают это так, что в характере определённого персонажа отражаются часто встречающиеся во многих людях и потому узнаваемые черты. Ведь в Гобсеке Бальзака, в Онегине и Печорине — образах Пушкина и Лермонтова — узнавали черты, присущие многим людям.

Реалистические принципы изображения мира и человека породили и новую поэтику. Реалистов привлекали подробности в жизни человека и в природе, потому большое внимание они уделяли художественной детали. Художники-реалисты пытались показать многообразную, насыщенную, многогранную действительность. Вот как об этом говорил писатель Эмиль Золя: «Заставить реальных героев действовать в реальной среде, дать читателю ломоть человеческой жизни…»

В реалистическом методе не было места пристрастиям классицистов, романтиков, не было того интеллектуального шаблона, который сужал рамки самой действительности. Изображение мира утратило абстрактно-условный, отвлечённо-аллегорический характер. Появлялась возможность исследовать мир и человека: когда, как, при влиянии каких обстоятельств сложился чей-то характер, судьба.

Реалисты разрабатывали приёмы глубокого психологического исследования внутреннего мира персонажа. Портреты романтических сверхгероев и портреты реалистических персонажей Лермонтова, Достоевского, Стендаля, Бальзака абсолютно различны. Если романтикам важно было противопоставить романтическую личность всему миру, то реалисты пытались понять, объяснить причины того или иного явления или события. Скажем, Лермонтов, изображая Григория Печорина, задаётся целью создать портрет целого поколения. Его интересуют истоки болезни, которой поражены молодые люди. Он старается диагностировать эту болезнь. Так складывается новая литература с социальным, психологическим, философским содержанием. Реалисты стремятся к глубинному постижению жизни, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями. Художники-реалисты воссоздают жизнь в «формах самой жизни».

Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность запечатлевать в образах возникновение новых форм жизни, новых социальных отношений, новой психологии.

Реалисты XIX века добились больших успехов. Русская литература XIX века, реалистическая литература — вершина достижения нашего искусства. В творчестве многих художников раскрыт механизм социальных отношений в обществе, показана взаимосвязь экономики и политики, нравственности и религии. И главное — показан человек во всей его сложности, неповторимости и несводимости к какому-либо шаблону.

Казалось, что серьёзный анализ развития общественных отношений, глубокое знание психологии человека поможет переделать мир и человека. Литература подчас становилась средством воздействия на массы людей, в ней начинали видеть учебник жизни. Многие художники утверждали в своём творчестве активную преобразующую роль искусства, противопоставляя свою позицию представителям «чистого» искусства. В персонажах-типах художники отразили человеческие свойства, присущие многим современникам. Император Николай I обвинил Лермонтова в создании отвратительного Печорина. Но образ не каприз художника, а отражение реалий окружающего мира. Образы Печорина, Онегина, Ленского, Татьяны, Базарова отразили тенденции общественного сознания и тех изменений, которые произошли в нравственной области.


Вы смотрели «Реализм»

Выберите дальнейшее действие:

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ