Композиция

ОГЭ по литературе (теория). Форма и содержание литературного произведения: композиция.

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

 


Композиция

Композиция — один из важнейших знаков художественного произведения. Умение увидеть этот знак и «прочитать» его, расшифровать — умение, ведущее к пониманию авторской мысли. Нечто подобное необходимо делать и для того, чтобы понять содержание, мысли, высказанные художником в литературном произведении. Анализ особенностей композиции позволяет понять идею произведения.

Композиция (от лат. «составление, связывание») — построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности.

Писатель сочетает между собой части и элементы произведения, они взаимодействуют, дополняют друг друга и образуют единое целое. Композиция есть у каждого литературного произведения. И в романе, и в лирическом стихотворении есть свои принципы построения, последовательность входящих в него элементов, расположенных в определённой системе.

Например, изображая героя, писатель будет постепенно вводить в произведение рассказ о тех или иных свойствах характера, включать описание внешности героя, его комнаты, обращая внимание на которые читатель может получить полное представление о художественном образе. Описание внешности героя (портрет), события, с ним происходившие (эпизоды), поступки, которые он совершает, описания окружающей природы (пейзаж), детали обстановки, в которой герой живёт (интерьер), характеристику его переживаний, собственно прямую речь героя и др. — всё важно для создания художественного образа и его восприятия.

Писатель продумывает последовательность и взаимодействие отдельных элементов. Особенности в последовательности отдельных событий в произведении, в соединении отдельных элементов произведения создают своеобразие композиции.

Действие может начинаться с конца событий, последующие эпизоды восстанавливают ход событий. Это обратная композиция.

Писатель обрамляет события произведения, использует повтор описаний, действий, в стихотворном произведении — строф. Это кольцевая композиция.

Писатель использует приём ретроспекции — возвращения действия в прошлое — например, рассказ о прошлом Чичикова в последней, одиннадцатой главе поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Нередко используется приём «рассказа в рассказе», когда герой рассказывает какую-то свою историю. Например, рассказ Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала».

Композиция всегда выступает для автора важнейшим способом воплощения идеи произведения; размышления над особенностями композиции помогают читателю понять идею произведения.

Принято выделять внешнюю и внутреннюю композицию произведения. Внешняя композиция — это деление на главы, части (тома, отдельные повести) произведения.

В таком делении, как и в каждой детали произведения, прослеживается замысел автора; осмысление особенностей композиции позволяет читателю понять идею произведения.

Литературное произведение представляет собой единое художественное целое, в которое входят отдельные элементы. Эти элементы самостоятельны и взаимосвязаны. Принцип связи отдельных элементов в единое целое и является композицией произведения, особенности взаимосвязи являются особенностями композиции.

Элементы композиции

Внесюжетные элементы (эпиграф, вставные рассказы и эпизоды, письма, сны, истории, рассказанные героями, песни, воспоминания, лирические отступления) — элементы композиции, части произведения, не имеющие прямого отношения к сюжетному действию, не продвигающие сюжет. При этом внесюжетные элементы не менее важны, чем сам сюжет, они помогают автору донести идею произведения до читателя.

К внесюжетным элементам произведения относятся вставные эпизоды («Повесть о капитане Копейкине» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), авторские отступления (например, рассказ автора о театре и русских драматургах в 1-й главе романа «Евгений Онегин» («Волшебный край! Там в стары годы…»).

К внесюжетным элементам может быть отнесен и рассказ героя, например рассказы мальчиков в «Бежином луге» И. С. Тургенева.

Эпиграф — небольшой текст — цитата, пословица или поговорка, реплика из разговора, которую автор помещает перед началом произведения. Эпиграф отражает основную мысль произведения. Обратив внимание на эпиграф, читатель уже в какой-то степени подготовлен к чтению, пониманию идеи произведения.

Лирические отступления — форма авторской речи, слово автора-повествователя, дающего оценку описываемым событиям, комментирующего их, высказывающего собственную точку зрения на события. Лирические отступления могут быть посвящены вопросам, не имеющим прямого отношения к теме произведения.

Лирические отступления могут быть включены для представления высшей, идеальной точки зрения (некоторые лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души») и установить сердечно-интимный, эмоциональный контакт автора с читателем, родственный «внушению» в лирической поэзии. Лирические отступления особенно органичны для романа (повести) в стихах ввиду условности стихотворной формы и эмоциональных возможностей поэтической речи (например, роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Книга про бойца» А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»).

Например, лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». «Я пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница»,— так сообщал А. С. Пушкин о начале работы над «Евгением Онегиным», подчёркивая его нетрадиционность. В восьмой главе автор называет свой роман «свободным». Свобода — это прежде всего непринуждённая беседа с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей авторского «я».

А. С. Пушкин создал лиро-эпическое произведение, в котором соединилось повествование о современном Пушкину герое и обществе, об особенностях русского быта первой четверти XIX века и их оценка, собственные размышления Пушкина о времени, людях, родине. И в самом характере повествования, и в лирических отступлениях «личность поэта отразилась… с такой полнотою, светло и ясно, как ни в одном другом произведении Пушкина» — так о романе «Евгений Онегин» написал В. Г. Белинский. Автор «Евгения Онегина» создал в романе свой образ — образ автора в романе «Евгений Онегин». (Обратите внимание: не А. С. Пушкина, а автора — условной фигуры, действующей в романе хоть и не совсем так, как действуют его остальные герои, однако являющейся самостоятельным персонажем произведения.)


Вы смотрели «Композиция»

Выберите дальнейшее действие:

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней