ОГЭ по литературе (теория). Форма и содержание литературного произведения. Для выполнения данного задания ОГЭ по литературе нужно
- знать:
- содержание понятий «форма литературного произведения», «содержание литературного произведения »;
- определение понятий «композиция», «автор-повествователь», «образ автора», «персонаж», «лирический герой», «тема литературного произведения», «идея литературного произведения»;
- понимать:
- взаимозависимость построения художественного произведения и его соде-рания; сязь композиции художественного произведения и его идеи;
- взаимосвязь типа и характера, автора-творца и лирического героя;
- уметь:
- формулировать тему и идею художественного произведения;
- различать в художественном произведении автора, автора-повествователя, автора-рассказчика, биографического автора, автора-творца, лирического героя;
- определять в художественном произведении элементы композиции;
- устаналивать систему персонажей, разграничивать главных, второстепенных и эпизодических персонажей;
- различать типы лирических отступлений;
- анализировать явления формы и содержания литературного произведения с помощью алгоритма.
Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ Рекомендации к ОГЭ
Форма и содержание литературного произведения
Литературное произведение следует читать на двух языках: непосредственно на том, на котором произведение написано, и на специфическом языке искусства, в котором выражается скрытый, не сразу понимаемый читателем, возникающий после определённой работы смысл. Не всегда читатель понимает важность работы по постижению языка искусства. Может быть, к убеждению в важности такой работы вы сможете прийти после сравнения литературного произведения с живописной картиной.
Смысл картины тоже не сразу становится явным для зрителя. Рассматривая детали картины, вникая в особенности её композиции, цветового решения, зритель постепенно постигает содержание произведения живописи.
Рассмотрите репродукцию картины М. В. Добужинского «Домик в Петербурге». Постарайтесь объяснить себе содержание этой картины, её смысл. Несомненно, что более глубоко понять картину вам поможет следующая работа.
Мысленно разделите картину М. В. Добужинского на «зоны». Объясните, что легло в основание вашего деления картины. (Зона — от греч. «пояс» — пространство, характеризующееся определёнными общими признаками, полоса.)
Начертите схему картины, выделенные вами «зоны», назовите признак деления. Примерно схема должна выглядеть так:
В таком делении картины проявился замысел автора, а понимание особенностей композиции картины позволяет понять и её содержание.
Чем удивляет нас картина М. В. Добужинского «Петербургский домик»? Наверное, тем, что домик, изображённый на переднем плане картины, мало похож на петербургский. Это какой-то провинциальный русский домик с невысоким крытым крылечком и просторными сенями, со скамейкой под окном, закрытой кронами деревьев, с калиткой из жердей. Не будь на заднем плане высокого прямого многоэтажного дома, сросшегося с соседним таким же огромным, — кто б сказал, что домик в Петербурге?
Дома так высоки, что из-за них не видно неба, а мы не можем сказать, сколько в них этажей — можем только сказать, что, несомненно, они тянутся в небо и застилают его.
Что в них? Казармы? Конторы? Это многоквартирные доходные дома?
Что за домами? Одна из петербургских набережных — Невы или Фонтанки? Петербургский проспект или площадь?
Петербург заявляет о себе и в окраске каменных зданий — один дом жёлтый, соседний с ним — терракотовый. Дом жёлтого цвета — скорее всего, казённый дом, именно охра чаще всего использовалась в Петербурге для окраски казённых зданий. («Над желтизной правительственных зданий» — так начинаются «Петербургские строфы» О. Э. Мандельштама.)
Две «полосы» на картине: верхняя—«петербургская», государственная, каменная, искусственная; нижняя—«русская», провинциальная, частная, земная, естественная. Государственная загородила, задавила, подмяла частную. Частная продолжает теплиться, дышать; пытается сохранить русские привычки — скамеечку под окном — она не только даст возможность встречи с соседями, но и возможность вдохнуть свежий воздух. Естественное пробивается городской растительностью, ищущей солнца. Два образа жизни противопоставлены друг другу. Не будь той композиции, какой её выбирает художник, — увидели ли бы мы это противопоставление? Поняли ли бы мы мысли художника?
Итак, композиция — один из важнейших знаков художественного произведения. Умение увидеть этот знак и «прочитать» его, расшифровать — умение, ведущее к пониманию авторской мысли.
Нечто подобное необходимо делать и для того, чтобы понять содержание, мысли, высказанные художником в литературном произведении. Анализ особенностей композиции позволяет понять идею произведения.
Вы смотрели «Форма и содержание литературного произведения»
Выберите дальнейшее действие:
Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ Рекомендации к ОГЭ