Образец выполнения задания 9.3 | ОГЭ для VIP

Образец выполнения задания 9.3

ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 3 (сочинение-рассуждение). Образец выполнения задания 9.3. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».


 

Образец выполнения задания 9.3

ТЕКСТ для анализа:

Образец выполнения задания 9.3

ОГЭ. Задание к тексту.

Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать красивым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Итак, для сочинения по теме 9.3 вам будет нужен текст второй части работы.

Главным заданием является толкование слова. Что это значит? Дать толкование — значит дать характеристику понятия, сказать другими словами, установить смысл слова, раскрыть понятие.

Вы должны показать своё понимание этого слова. Раскрывая значение, подумайте, как это лучше сделать, то есть какой способ толкования вам более всего подходит для оформления вашей мысли.

Существует несколько способов толкования слов, из которых мы отобрали три: синонимический, описательный и способ отрицательного определения.

Описательный способ — способ, при котором вся необходимая информация выражается описательной частью, оформляемой чаще придаточными предложениями, реже — определительными оборотами.

Суть синонимического способа заключается в том, что значение неизвестного или непонятного слова раскрывается тождественным (или близким по значению) словом-синонимом.

Способ отрицательного определения — это способ толкования значения слов путём перечисления таких свойств предметов, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значение слов, но в известной мере раскрывают их свойства, качества, поскольку отсутствие каких-либо свойств также является существенной характеристикой.

Итак, порассуждаем на примере слова чёрствый. Безусловно, любой из вас скажет, что это слово применительно к человеку используется в переносном смысле. Возможные определения этого слова показаны в следующей схеме.

Образец выполнения задания 9.3

Какие же слова могут быть предложены вам для толкования? Конечно, слова, имеющие отношение к нравственным или эстетическим категориям: СОВЕСТЬ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ДРУЖБА, ДОБРО, СОСТРАДАНИЕ и т.д. Надо сказать, что слова, выносимые для анализа, могут быть взяты из самого текста, но их в тексте может и не быть, однако понятие, названное этим словом, будет отражено в содержании (например, МИЛОСЕРДИЕ). Все понятия невозможно отработать только на уроках русского языка. Предполагается, что вы к моменту написания сочинения уже составили представление о многих из них — из личного опыта, из художественной и публицистической литературы.

Толкование слова идёт в связке с комментарием. Комментарий призван пояснять что-либо.

Вопросы, помогающие оформить комментарий:

  • Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т. п.)?
  • Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
  • Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить?
  • Чем существенным я могу дополнить это определение? и др.

Где должен находиться комментарий? Чаще всего он располагается после тезиса-толкования, однако может быть и в начале сочинения, являясь своеобразным подходом к тезису. Приведём примеры.

Пример 1.

А. П. Чехов говорил: «В человеке всё должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Должно быть. Но это мечта, идеал. Жизнь зачастую показывает нам примеры далеко не гармоничные, например, такие, как в тексте. Красота, на мой взгляд, это та гармония, о которой сказал наш великий писатель: способность радовать других не только своим внешним видом, но и, как говорится, внутренним содержанием.


Здесь тезис расположен после комментария. В следующем отрывке тезис в начале (самый распространённый вариант), а комментарий в конце части. Обратите внимание на то, что тезис формулируется тут несколькими предложениями.

Пример 2.

Красота (человеческая) — понятие сложное. Сложное, потому что субъективное. Но это касается красоты внешней. Что же касается так называемой внутренней красоты, тут все единогласны: красивое — значит нравственное, достойное звания Человека. Конечно, каждый из нас хочет быть красивым в этих двух плоскостях, но это получается не всегда. В этом, наверное, и смысл человеческой жизни — искать красивое в себе, а сделать это можно конкретными поступками.


Хочется остановиться на отдельных формулировках, которые не могут быть названы удачными:

  • Какого человека можно назвать красивым ? Я считаю, что имеется в виду человек с красивой душой.
  • Красивый человек — это хороший человек.
  • Человек должен быть красив внутренне.

Формулировки хороший человек, человек с красивой душой или красив внутренне размыты, неконкретны. Необходимо расширить, уточнить определения. Например, в толковании вами могут быть упомянуты такие качества, как доброта, отзывчивость, милосердие и т.д. Другими словами, нужно показать проверяющему, что вы считаете внутренней красотой. В связи с этим можно услышать возражения школьников: «Зачем говорить о прописных истинах?» Говорить об этом нужно обязательно, потому что от того, насколько ясно и глубоко вы сможете раскрыть смысл слова или ключевого словосочетания, будет зависеть ваш балл на экзамене.

Примерами псевдотолкований могут быть и такие высказывания:

  • Красота — это отношение к жизни.
  • Чтобы быть красивым человеком, думайте о лучшем и гоните от себя негативные мысли.
  • Красота — в нашем поведении.
  • Красота у каждого своя.
  • Красота — в нашей голове.
  • Как я понимаю «красивый человек»? Если человек красив в душе, то это проявится и внешне.
  • Красота — это душевный мир.
  • Красота — страшная сила!

Как вы думаете, почему эти фразы не являются полноправным толкованием слова?

Любое сочинение-рассуждение нуждается в аргументации. Об этом мы подробно рассказали в предыдущих частях главы, но на один момент мы бы хотели обратить ваше внимание. В критериях оценивания сочинения 9.3, в разделе «Наличие примеров-аргументов», сказано, что максимальный балл (3) можно получить не только за два различных аргумента с точки зрения источника (1 — из текста; 2 — из жизненного опыта), но и за два однотипных аргумента (оба из текста). Поэтому, если вы затрудняетесь с фактическим материалом из жизненного опыта, для аргументации выберите 2 примера из текста.

Как показал опыт прошлых лет, с привлечением примеров из текста выпускники справляются легче, чем с примерами из жизненного опыта. Поэтому мы решили остановиться на этом вопросе подробнее в отдельной статье:

Источники для аргумента из жизненного опыта

Заключение сочинения обычно самая маленькая его часть, но не менее важная, чем две предыдущие. Вы словно закольцовываете свои рассуждения, приводите их к логическому завершению. Напоминаем: для этой части выделяется отдельный абзац. Вот некоторые варианты концовки.

Пример 1.

В завершение мне бы хотелось сказать, что мир без гармонии невозможен, а красота — это очень важная её часть.

Пример 2.

Итак, я попытался разобраться в этом сложном понятии и показал, что Красота бывает не только внешняя, но и внутренняя, душевная.

Пример 3.

Таким образом, истинная красота человека — это не его внешние данные, а внутренние качества. Человек должен быть красив душой.

Примерами неудачного завершения сочинения могут быть такие высказывания:

  • Таким образом, через путь несложных рассуждений я сумел всё объяснить.
  • Итак, я растолковал значение этого слова.
  • На примерах я рассказал, что такое красота.
  • В заключении хотел бы сказать, что свой тезис считаю доказанным.
  • Итак, внешностьвторостепенное.

Как вы думаете, чего лишена заключительная часть в данных фрагментах сочинений?

Уважаемые выпускники, пожалуйста, думайте об адресатах своих сочинений, то есть о тех, кто читает ваши работы. Эксперты в большинстве своём имеют колоссальный жизненный и профессиональный опыт. Поэтому всегда смешны ваши высказывания поучительного характера:

Запомните: важно, что внутри, а не снаружи!
Ищите красоту не на лице, а внутри себя!

Гораздо приятнее такая концовка:

Давайте будем красивы не только внешне, но и внутренне!

 

Перейти к другим комментариям части 3 ОГЭ:

 Основные средства связи между предложениями в тексте  Задание 9.1. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ  Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса  Задание 9.2. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ  Задание 9.3. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ

 


ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 3 (сочинение-рассуждение). Образец выполнения задания 9.3. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Метки: