Выразительно-изобразительные средства | ОГЭ для VIP

Выразительно-изобразительные средства

ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 3 (сочинение-рассуждение). Выразительно-изобразительные средства. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».


 

Выразительно-изобразительные средства

1. Лексические явления для аргументации

  1. Антонимы
    Роль (функции) в речи: а) средство создания контраста, резкого противопоставления; создавая контраст, ярче подчёркивают мысль, позволяют обратить внимание на самое главное, способствуют краткости и выразительности высказывания; б) создают стилистическую фигуру антитезу, которая позволяет добиться афористической точности в выражении мысли; лежит в основе многих пословиц, поговорок, образных выражений, крылатых фраз.
    Примеры: Дома новы, а предрассудки стары (А. Грибоедов); Мне грустно потому, что весело тебе (М. Лермонтов); Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (С. Есенин); То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Н. Некрасов); Старый друг лучше новых двух; Маленькое дело лучше большого безделья; Ученье — свет, а неученье — тьма; Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (А. Грибоедов).
  2. Диалектизмы
    Помогают передать местный колорит; средство речевой характеристики героя
    Встречавшиеся казаки кланялись, с базов и из куреней из-под ладоней глядели бабы (М. Шолохов).
  3. Жаргонизмы
    Средство речевой характеристики героя; придают речи особую экспрессивность
    «Хреново ты с мамашей говоришь», — сказал Мишка своему другу,
    Чего ты лыбишься? Ты не смейся, я верняк говорю (С. Каледин).
  4. Книжная лексика
    Придаёт речи возвышенную окраску, экспрессивность, патетику; средство речевой характеристики героя; средство выражения авторской оценки.
    Эта встреча с великим Львом Николаевичем незабвенна, это лучшая минута моей жизни (В. Гиляровский);
    Прочти сей манускрипт, — посоветовал мне Тошка.
  5. Лексические повторы
    Помогают выделить в тексте важное понятие, глубже вникнуть в содержание высказывания; однокоренные слова часто противопоставляются в контексте и усиливают последующую градацию, придавая тексту особую значимость, афористичность; придают речи эмоционально-экспрессивную окраску, усиливают выразительность речи.
    Герой — защитник, герой — победитель, герой — носитель всех высоких качеств, в которые его одевает народное воображение (А. Толстой); Невечный для времён, я вечен для себя (Е. Баратынский); Служить бы рад — прислуживаться тошно (А. Грибоедов); Она была прелестна в своём простом чёрном платье, прелестны были её полные руки с браслетами, прелестна твёрдая шея с ниткой жемчуга… (Л. Толстой)
  6. Метафоры
    а) основываясь на ярких ассоциациях, создают ёмкий образ; наглядно и образно описывают предметы и действия, представляют мысль; б) являются ярким средством речевой выразительности, придают речи эмоциональный характер.
    Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму (К. Паустовский); Хмель запеленал избушку так, что напоминала она косматую одноглазую голову (В. Астафьев); Зелёные бороды мха липнут к одежде (В. Песков).
  7. Разговорная и просторечная лексика
    Средство речевой характеристики героя; средство выражения авторской оценки; придаёт речи эмоциональную и экспрессивную окраску.
    — В отделение, родимый, мы завсегда с тобой успеем (К. Паустовский); Колька впервые тогда шкваркнул жену по загривку. Она, ни слова не говоря, умотала к своим (В. Шукшин); А моя дурёха-то никак замуж не выйдет.
  8. Синонимы
    Позволяют обратить внимание на ту или иную деталь, выразить определённое отношение к названному предмету или явлению, дать его оценку; усиливают выразительность речи (особенно при нанизывании синонимов); служат для сопоставления и даже противопоставления обозначаемых ими понятий
    Кудрин засмеялся. Всё происшедшее показалось ему диким бредом, нелепостью, сумбурной чепухой… которая рассыплется, развеется, как мираж (Б. Лавренёв); Она была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел (Ю. Бондарев); Никитину хотелось… не просто думать, а размышлять (Ю. Бондарев).
  9. Сравнения
    Позволяют наглядно объяснить какое-либо явление; являются средством речевой экспрессии
    Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (М. Лермонтов); Багряное солнце, пронизав листву сада, светило в окна снопами острых красных лучей (М. Горький).
  10. Устаревшие слова
    Воссоздают колорит эпохи; придают речи оттенок торжественности, патетической взволнованности; создают комический эффект, выражают иронию
    Скачут офицеры в железных латах, коротких епанчах (А. Толстой); У жены твоей — очи, и не губыуста (Р. Казакова); Попытки превратить своё чадо в «чудо» катастрофически часто заканчиваются неудачей.
  11. Фразеологизмы
    Афористично, кратко и ёмко выражают мысль; выражают авторскую оценку изображаемого.
    Никто ничего не промолвил, точно все в рот воды набрали (И. Тургенев); Это был карьерист не до мозга костей, а глубже, до последней капли крови, и притом карьерист мелкий, неуверенный в себе (А. Чехов).
  12. Эпитеты
    Характеризуя предметы и образно описывая действия, придают речи красочность и выразительность.
    Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она (А. Пушкин).

2. Синтаксические явления для аргументации

  1. Вводные слова и словосочетания.
    В зависимости от значения могут указывать на последовательность изложения мыслей, выражать степень достоверности изображаемого, отношение автора к изображаемому и прочее; выражают оценочные значения.
    Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша (Л. Толстой); Он, стало быть, бережёт себя; Вдруг, к моему изумлению, из ящика донёсся слабый писк; А ты, кроме шуток, хорош был!; Не правда ль, он хорош ?
  1. Вопросно-ответная форма изложения
    Диалогизирует речь, делает адресата собеседником говорящего, активирует его внимание; оживляет повествование, придаёт ему динамику и выразительность; позволяет автору привлечь читателя к совместному размышлению
    «Но что я такое сделал ?спрашивал он себя с тоской. — Продал старую, совершенно ненужную мне черепаху».«Да, она тебе не нужна, — прозвучал ответ, — но ты ей нужен. Всё, что есть хорошего на свете, было для тебя, а ты для кого был ?»«Я кормлю птиц и рыб, я меняю им воду». — «Да, пока тебе с ними весело, а не будет весело, ты сделаешь с ними то же, что и с Машкой».«А почему же нельзя так делать?» (Ю. Нагибин)
  2. Восклицательные предложения
    Дают эмоциональную оценку сообщаемому; выражают эмоциональное состояние героя
    Каким прекрасным мог быть мир, земля, со всей её природой, если бы человек лелеял её! (Д. Гранин); Вечер такой славный! (А. Чехов); И каких только не бывает чудес на свете!
  3. Градация
    Создаёт нарастание эмоциональной напряжённости речи
    Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (С. Аксаков).
  4. Инверсия
    Способствует выражению мысли, акцентируя внимание на важных, с точки зрения говорящего, словах фразы; усиливает действенность речи; усиливает экспрессивность речи
    Улица пустая вообще производит ужасное впечатление (М. Булгаков); Скука меня томила страшная (И. Тургенев); Ранний перепадал снежок (М. Шолохов); Невидимый звенел жаворонок (Ю. Нагибин).
  5. Обращения
    Называя того, к кому обращаются с речью, выполняют информативную роль (являются средством речевого этикета); организуют текст; выражают характер общения (официальный, доверительный, дружеский, грубый и пр.); выражают отношение говорящего к собеседнику; являются средством речевой характеристики говорящего; риторические обращения усиливают выразительность текста.
    Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов); Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна ? (А. Пушкин); Соседка, перестань срамиться (И. Крылов); Откуда, умная, бредёшь ты, голова ? (И. Крылов); Что же ты, рыжая бестия, наделала ?; Приятель дорогой, здорово! (И. Крылов); Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ… (М. Лермонтов); О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? (И. Некрасов)
  6. Однородные члены
    Важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов; конкретизируют изображаемое; придают динамику и экспрессивность сообщаемому; лежат в основе такого средства изобразительности, как градация
    За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери
    (Л. Мартынов); Есть периоды в судьбе страны, когда возникает потребность сверять свою личную жизнь, свою работу, своё творчество с тем временем, в котором живёшь (С. Михалков); Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю (У. Паустовский); Не дай остыть душе поэта, ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть (А. Пушкин).
  7. Парцелляция
    Повышает коммуникативную значимость отделённой части высказывания; создаёт экспрессивность текста.
    Этот человек снискал себе всеобщее уважение не только умением побеждать. Благородством. Скромностью. Своей удивительной волей.
  8. Риторические вопросы
    Способствуют привлечению внимания адресата и усилению воздействия речи на его чувства; усиливают выразительность речи
    Разве нет у нас творчества, бьющего через край? Разве у нас нет умного, богатого, гибкого, роскошного языка, более богатого и гибкого, чем какой-либо из европейских языков? (А. Толстой)

Перейти к другим комментариям части 3 ОГЭ:

 Основные средства связи между предложениями в тексте  Задание 9.1. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ  Задание 9.2. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ  Задание 9.3. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ

 


ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 3 (сочинение-рассуждение). Выразительно-изобразительные средства. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».