Фольклор. Жанры фольклора | ОГЭ для VIP

Фольклор. Жанры фольклора

Для выполнения данного задания ОГЭ по литературе нужно

  •  знать:
    • определения понятий «устное народное творчество», «фольклор»;
    • жанры устного народного творчества: былина, историческая песня, лирическая песня;
    • духовные стихи, баллада, сказка, пословица, поговорка, загадка;
  •  понимать:
    • отличие произведений устного народного творчества от произведений художественной литературы;
    • роль обращения в литературном художественном творчестве к образам устного народного творчества;
    • связь произведений устного народного творчества и произведений художественной литературы;
  •  уметь:
    • отличать произведение устного народного творчества от литературного художественного творчества;
    • определять жанры произведений устного народного творчества;
    • выделять в тексте литературного художественного произведения вставки, относящиеся к устному народному творчеству, объяснять их роль в литературном художественном произведении.

 

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

 

Фольклор. Жанры фольклора

Понятие устного народного словесного творчества

Устное народное творчество — художественная словесная деятельность народа, осуществляемая преимущественно в устной форме. Иначе устное народное творчество называют фольклором (от англ, «народная мудрость»).

Устное народное словесное творчество обладает определёнными свойствами, которые отличают его от литературного художественного творчества (художественной литературы):

Фольклор. Жанры фольклора

Жанры устного народного творчества

Словесное творчество в древности было связано с научными, трудовыми, обрядовыми, историческими, религиозными представлениями народа.

Жанры устного народного творчества возникали по мере того, как у человечества накапливался жизненный (житейский, связанный с практикой каждодневной жизни, и духовный, связанный с осмыслением цели человеческой жизни, связи человека с вечностью, мирозданием, с жизнью предков) и исторический опыт. Этот опыт необходимо было передать следующим поколениям. Он передавался различными способами, в том числе и через слово. Само собой возникало различное назначение произведений устного творчества: они были обращены слушателям разного возраста и имели разные цели, поскольку необходимо было передать представления о добре и зле, о законах жизни, правилах поведения в обществе, быту, семье, опыт воспитания новых поколений, высмеять или осудить человеческие поступки, противоречащие нормам жизни. Различное назначение произведений породило разнообразие фольклорных жанров.

Как и литературные произведения, фольклорные относятся к одному из трёх родов: эпическому, лирическому, драматическому. К жанрам устного народного творчества относятся:

  •  лирическая песня, духовные стихи, частушка (лирические жанры);
  •  историческая песня, баллада (лиро-эпические жанры);
  •  былина, сказка (эпические жанры);
  •  фольклорная драма (драматический жанр).

1. Былина

Сказание героико-патриотического характера об исторических событиях Древней Руси. Главная задача былин — сохранение исторической памяти. Былины хранят образы реально существовавших лиц (Владимира  Святославовича, Владимира Мономаха, Добрыни, Ильи Муромца, Александра (Алёши) Поповича, половецких  и татарских ханов). Главные герои былины — богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович —  крестьянского, княжеского и духовного звания, они символизируют единство Русской земли, сплочённость людей разного звания в борьбе с врагами.

Повествование в былине велось медленно, величаво, чему способствовали неоднократные возвращение к какому-либо эпизоду, повторы общих мест в сюжете, речи героев.

Главный художественный приём былины — гипербола.

Для типизации образов использовалась синекдоха — изображение не всего русского воинства, а его представителей.

В создании образов большую роль играют сравнения (богатырь, как ясен сокол; копьё, как свеча горит; и т. д.).

Обратите внимание: былины присущи только русскому фольклору.

2. Историческая песня.

Песня — музыкально-поэтический (синкретичный) жанр фольклора. Песня, содержание которой посвящeно важному событию или лицу национальной истории и выражает национальные интересы, народные идеалы, относится к жанру исторических песен. Исторические песни близки былинам, однако исторической песне свойственна большая достоверность; персонажами исторических песен являются достоверные, конкретные деятели истории.

В своей совокупности исторические песни передают движение истории. Наиболее ранние песни отразили нашествие Батыя. Известен большой цикл песен об Иване Грозном, об эпохе Смуты и Степане Разине.

Многие из песен разинского цикла утратили связь с образом Разина и вошли в круг разбойничьих песен.

Начиная с XVIII века исторические песни создаются в солдатской и казачьей среде. Эти песни отразили историю петровского времени; важное место среди песенных тем этого времени занимает Полтавская битва.

Среди песен более позднего времени — песни, посвящённые Отечественной войне 1812 года, Крымской войне, полководцам Суворову, Кутузову, казачьему атаману Платову.

Исторические песни отражают исторические события и героев такими, какими они оставались в памяти народа.

3. Баллада

Термин «баллада» для обозначения народных сюжетных песен употребляется в фольклористике (науке  о фольклоре) и не употребляется в русской народной среде.

Баллада — лиро-эпическое произведение с трагическим сюжетом. Баллада — произведение, в котором осмысляются нравственные и философские проблемы: человек и тёмные силы, борьба человека с ними; осмысление человеком зла в человеческой природе. Вследствие этого для баллады характерны темы любви и ненависти, верности и измены, преступления и раскаяния. Характерным для баллады является то, что силы зла побеждают, однако весь художественный строй баллады вызывает сочувствие слушателей жертве, чем и утверждается её нравственная победа. Сила художественного воздействия баллады — в искусстве изображения трагического, ведущего к нравственному очищению (катарсису) слушателей.

4. Лирическая песня

Фольклорное лирическое произведение, в котором слово и мелодия (пение) нераздельны. Лирическая песня раскрывает мироощущение народа через отображение его чувств, переживаний, настроений, впечатлений. Лирические песни возникли, отделившись от обрядовой поэзии, заклинаний, причитаний.

Лирические песни трудно поддаются классификации: они рождались в разной среде (крестьянской, ремесленнической, рабочей), сопровождая различные события народной жизни, передавали различное к ним отношение. В лирической песне можно найти и трагическое, и комическое настроение.

Наиболее важные темы в народной лирической поэзии: любовная тема, тема семейной жизни, солдатской службы, отходного труда (ямщиков, бурлаков), жизни на чужой стороне, любви к родине.

При всём многообразии жанров лирической народной песни их поэтика является общей. В основе лирической песни лежит принцип аналогии между природным и внутренним человеческим миром; человеческие переживания переносились на мир природы.

Так, например, излюбленный приём — лирическое обращение к образам природы: «Ты воспой-кося, воспой, младой жавороночек»; лирический параллелизм:

Цвели, цвели во поле цветочки,
Э, цвели да повяли.
Любил, любил парень девчонку,
Э, любил да покинул.

5. Духовные стихи

Песня религиозного содержания. Возникли как следствие осмысления народом христианского вероучения. Главный признак духовных стихов (духовного стиха) — противопоставление христианского мирскому.

Темы духовных стихов связаны с сюжетами Ветхого и Нового Заветов. «Голубиная книга» — собрание духовных стихов о мироустройстве, в котором Царь над царями — Иисус Христос, главная река — Иордан (река, где Христос принял Крещение), главная гора — Синай (гора, на которой Моисею Богом были даны десять заповедей), главный город — Иерусалим (город, в котором свершились главные события христианской истории — крестная смерть и воскресение Христа).

Источником духовных стихов являются не только канонические (признанные церковью) книги, но и апокрифы (произведения, содержащие отступления от официального вероучения).

6. Сказка

Жанр фольклорной прозы, известный у всех народов, в основе которого лежит фантастический вымысел, при этом сказки сохраняют правдоподобность в жизненных ситуациях, бытовых деталях. В основе сюжета сказки — противостояние действительности и идеала, и это конфликт разрешается в сказке утопически, победой добра над злом, торжеством справедливости. Согласно основному конфликту, на полюсах добра и зла распределяются и персонажи сказки. Сюжет развивается вокруг главного героя, который одерживает победу благодаря тем качествам добра, которые были присущи ему или которые он приобретает по мере развития действия сказки.

Сказки принято делить на волшебные, бытовые и сказки о животных.

 Волшебная сказка связана с мифологическими представлениями народа, прежде всего с культом земли, солнца, воды. Конфликт волшебной сказки — это конфликт героя с могучими силами природы, с потусторонними силами зла.

В более поздний период развития устного народного творчества волшебная сказка отразила семейные противоречия. Героем сказки сделался гонимый член семьи — младшая сестрица, падчерица, младший брат.

С помощью волшебных сил гонимый герой обретал счастье. Волшебная сказка — во многом философское произведение, потому что в ней осмысляется связь человека со всем мирозданием, с пространством и временем.

В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действительность. События разворачиваются в пространстве условно реальном, но сами эти события невероятны.

Сюжет разворачивается не из конфликта с чудодейственными силами, а из столкновения человека со сложными жизненными проблемами. Решить эти проблемы помогает смекалка, смелость, самостоятельность, счастливое совпадение обстоятельств.

Сказки о животных способствовали передаче жизненного опыта от взрослых детям, в них ясно чувствуется  воспитательная направленность. За животными в русских народных сказках закрепились определённые качества: лиса — плутовка, притворщица, петух — храбрец, волку отдана злость, медведю — сила и глупость.

В детских сказках герои, обладающие дурными качествами, терпят поражение, а несправедливо обиженные  торжествуют.

7. Загадка

Фольклорный жанр малой формы. Присутствует в устном творчестве всех народов. В основе загадки лежит  иносказание, чаще других — метафора. Цель загадки — испытать человека на сообразительность и привить способность видеть мир через художественные образы.

8. Пословица

Фольклорный жанр малой формы. Краткое, распространённое в повседневной речи, ритмически организованное изречение. Пословица содержит смысл, который непосредственно в ней выражен, и смысл, который возникает от приложения изречения к различным ситуациям и положениям. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» — действительно, чтобы поймать рыбу, необходимо потрудиться, но и каждый результат требует усилий, труда; «У Фомушки денежки — Фомушка Фома; у Фомушки ни денежки — Фомка Фома» — о неискренности в отношениях людей, о мнимой любви к человеку, если он богат (может, и перепадёт от бога того что-нибудь), и презрения к бедному человеку (какая от него польза, если нечего взять).

9. Поговорка

Фольклорный жанр малой формы. Образное выражение, в отличие от пословицы не содержит законченного суждения, незавершённый оборот речи: семь пятниц на неделе (о человеке, меняющем решения), надоел как горькая редька.


Фольклорные произведения обладают рядом особых художественных черт, по которым их можно отличить от литературных произведений.

Так, например, произведения таких фольклорных жанров, как былина, сказка, начинаются с зачина: Как во славном то было во городе во Киеве (былина); в некотором царстве, некотором государстве (сказка); часто былина заканчивается такой концовкой: тут ему и славу поют, а сказки могут иметь следующие концовки: и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; и стали они жить-поживать да добра наживать.

Для произведений устного народного творчества характерно и повторение целых эпизодов. Трижды, например, калики перехожие дают Илье Муромцу выпить исцеляющего зелья.

В сказочных сюжетах также есть устойчивые приёмы, сюжетные повороты, образы, которые можно встретить в разных сказках: двое братьев умные, а третий (победитель) слывёт дураком; родная дочь — ленивица, падчерица — труженица; образ заколдованного молодца или девицы (царевна-лягушка) и т. д.

Для фольклора характерно использование готовых формул, таких, например, как конь бежит — земля дрожит (о быстроте бега коня), ни в сказке сказать, ни пером описать — о красоте девушки.

Одно из самых характерных художественных свойств фольклора — использование постоянных эпитетов: головушка молодца — буйная, солнышко на небе — красное, молодцы — добрые, девицы — красные, трава — шелковая, поле — чистое, месяц — ясный.

Особая нежность сказителя по отношению к героям рассказываемых им произведений передаётся через уменьшительно-ласкательные суффиксы: травушка, дубравушка, сердечко, мосточек, головушка.

Лиризм создаётся благодаря использованию параллелизма: То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит.


Вы смотрели » Фольклор. Жанры фольклора»

Выберите дальнейшее действие:

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ