Образы времени и пространства в художественном произведении

Образы времени и пространства в художественном произведении

Для выполнения данного задания ОГЭ по литературе нужно

  • знать:
    — содержание понятий «художественное время», «художественное пространство».
  •  понимать:
    — цель художественного творчества;
    — цель образного воспроизведения картины мира в художественном произведении;
    — отличие образного воспроизведения картины мира в художественном произведении от реального, объективного её описания;
    — образную природу отличий в воспроизведении картины мира в разных литературных произведениях;
  •  уметь:
    — анализировать средства создания образа, связывать особенности создания образа с целостным замыслом автора.

 

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

 

Образы времени и пространства в художественном произведении

Образ в художественном произведении связан не только с образом человека. Время и пространство в литературном произведении тоже представлены как образы. Образы времени и пространства играют важную роль в понимании идеи произведения.

Существует специфика представления категории времени и пространства в художественном тексте. На эту специфику указывает в числе прочего и существование терминов «художественное время», «художественное пространство».

Художественное время — последовательность в описании событий, воспринимаемых субъективно. Такое восприятие времени становится одной из форм изображения действительности, когда по воле автора изменяется временная перспектива. Причём временная перспектива может смещаться: прошедшее мыслится как настоящее, а будущее предстаёт как прошедшее.

Художественное время — это тоже образ: создавая образ времени, автор подчиняет ему и грамматику, и своё философское понимание времени.

Сюжет разворачивается во времени. И в этом движении обнаруживается, по крайней мере, два времени: время, которое читатель занимает чтением, и время, которое идёт в произведении.

Однако на это время может наложиться ещё и другой пласт времени: так, например, в разговоре Ивана Васильевича с молодыми людьми (рассказ Л. Н. Толстого «После бала») заходит речь о прошлом Ивана Васильевича, о событиях прошедшего времени, но они тесно связаны с настоящим, показывают причину изменений в характере Ивана Васильевича, объясняют уважение к нему со стороны молодых людей, его слушателей: «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился. — Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, — сказал один из нас. — Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

Сюжет произведения разворачивается во времени и вместе с этим время изображается, то есть является объектом изображения.

Автор может изобразить короткий или длинный промежуток времени, может заставить протекать время быстро или медленно, может остановить время, вернуть назад, заставить время «забежать» вперёд. В повести «Бэла» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» читатель слышит рассказ о Печорине, человеке, уже опытном, принимавшем участие в войне на Кавказе, потом из повести «Максим Максимыч» узнаёт о Печорине, вышедшем в отставку, и только в третьей по счёту повести «Тамань» узнаёт Печорина — молодого офицера, отправляющегося на военную службу на Кавказ.

В художественном произведении часто происходит обращение к прошлому. Начало действия поэмы «Медный всадник» (Вступление к поэме) отстоит от событий, описанных в поэме, на 121 и 122 года (наводнение было в 1824 году, Евгений умирает через год, в 1825 году), а по отношению к описанию современного Пушкину Петербурга («Люблю тебя, Петра творенье!») на 130 лет (поэма была издана в 1833 году).

Таким образом, художник использует свойство времени быть воспринимаемым субъективно, и использование категории времени, таким образом, превращается в определённый композиционный приём.

Нечто подобное происходит и с пространством в художественном произведении.

Как и время, пространство не фон для действия, а самостоятельный художественный образ. Например, описание пространства театра в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

Читатель легко может представить это пространство, мысленно увидеть его: изображённый автором образ передан читателю.

То же можем наблюдать в описании ночной природы в рассказе И. А. Бунина «Кавказ»:

Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте. На закате часто громоздились за морем удивительные облака; они пылали так великолепно, что она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: ещё две, три недели — и опять Москва! Ночи были тёплы и непроглядны, в чёрной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки. Когда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звёзды и гребни гор, над деревней вырисовывались деревья, которых мы не замечали днём. И всю ночь слышался оттуда, из духана, глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадёжно-счастливый вопль как будто всё одной и той же бесконечной песни. Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел её блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна! Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зелёные бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома. Тогда в лесах просыпались и мяукали орлята, ревел барс, тявкали чекалки… Раз к нашему освещённому окну сбежалась целая стая их, — они всегда сбегаются в такие ночи к жилью, — мы открыли окно и смотрели на них сверху, а они стояли под блестящим ливнем и тявкали, просились к нам…

Пространство в произведении, как и время, подвластно воле автора. Пространство может укрупняться (выступали вверху звёзды и гребни гор), отсюда обилие деталей; отдаляться (На закате часто громоздились за морем удивительные облака).

Для создания образа пространства важную роль играет ракурс — та точка, из которой описывается пространство. Эта точка может быть неподвижной, может двигаться в пространстве. Именно так, с движущейся точки, изображается пространство в рассказе «Кавказ», и это движение обусловлено наблюдением за пространством самого героя: вдаль, вверх, направо, налево, вперёд.

Литературоведы, исследующие вопрос изображения пространства в художественном произведении (не только в литературном), главной характеристикой художественного пространства считают его глубину, имея в виду не геометрическую глубину, а интуитивную, или содержательную, зависящую как от объектов, находящихся в определённых пространственных отношениях, так и от воспринимающего их субъекта (сначала героя произведения, затем читателя). Глубина зависит от воспринимающего субъекта, она рождается в его внутреннем мире, а значит, созданная автором, сама является средством создания образа и способом его характеристики.

Несомненно, пространство, во всей его глубине осмысленное И. А. Буниным и в этой глубине восприятия переданное в восприятии героем, является средством его характеристики на данный момент: передаёт его близость первозданной стихии природы, ощущения её силы и мощи.

М. М. Бахтин для обозначения времени и пространства в произведении ввёл понятие хронотопа (время-пространство) — целостного образа времени и пространства в произведении, часто имеющего символический смысл.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
Изображение времени, использование категории времени превращается в композиционный приём.

Как это следует понимать?

Изображение времени, создание образа времени связано со всей художественной структурой повествования. Какое время года изображено в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»? Прямого указания на время нет, однако есть немало деталей, указывающих на время года.

Так, приехав в город, Чичиков заглянул в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся. Вероятно, время действия — лето или весна? Чичиков приехал в город в бричке на колёсах (каждому читателю памятен разговор двух русских мужиков о колесе), не на санях. Почему же тогда, отправляясь к Манилову, Чичиков надевает шинель на больших медведях, то есть верхнюю одежду на самом тёплом меху, не пропускающем влаги, — медвежьем. В имение Коробочки Чичиков попадает во время страшного ливня, вьюги, как называет его Коробочка. Однако утром Чичиков из окна оглядывает плодоносящий огород и сад Коробочки. Ещё немало деталей указывает на различные времена года в поэме. Какой из этого можно сделать вывод? Скорей всего, в том царстве «мёртвых душ» времени нет, для «мёртвых» нет времени, или всё спутано во времени.

Время в поэме «Мёртвые души» — важнейший художественный образ. На прошедшее время указывают не только черепа на обложке к поэме, нарисованной самим Н. В. Гоголем, но и портреты Кутузова и Багратиона в доме у Коробочки и Собакевича.

В «Мёртвых душах» неоднократно упоминается о войне 1812 года. Не только портреты говорят о ней, но и история о капитане Копейкине, рассказанная почтмейстером, и упоминание о том, что полицеймейстер служил в кампанию 1812 года и лично видел Наполеона — Гоголь недаром отсылает читателя к славному времени русской истории.

О неуклонном движении времени предупреждают часы в доме Коробочки: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить. За шипеньем тотчас последовало хрипенье, и наконец, понатужась всеми силами, они пробили два часа таким звуком, как бы кто колотил палкой по разбитому горшку, после чего маятник пошёл опять покойно щёлкать направо и налево».

Не менее важен образ прошедшего времени в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Образы времени и пространства в художественном произведении

Образ прошлого напоминает об ответственности человека за то, что он делал в жизни.

Следовательно, не надо думать, что теме времени должны быть посвящены рассуждения автора или героев. Мотив времени в художественном произведении может возникнуть в отдельном отрывке произведения, в художественной детали и так или иначе, ярче или более приглушённо он присутствует в каждом произведении.

Пространство, так же как и время, может смещаться по воле автора. Художественное пространство создаётся благодаря применению ракурса изображения; это происходит в результате мысленного изменения места, откуда ведётся наблюдение: общий, мелкий план заменяется крупным, и наоборот.

В художественном тексте пространственные понятия могут вообще преобразовываться в понятия иного плана. По Ю. М. Лотману, художественное пространство — это модель мира данного автора, выраженная на языке его пространственных представлений.

Обратите внимание, как меняется характер пространства в стихотворении Б. Л. Пастернака «Сосны»:

Образы времени и пространства в художественном произведении

Смена в изображении характера пространства: здесь и там; здесь — лес и там — море, здесь — мы и там — публика на поплавке — создаёт целостность в изображении мира, мир охвачен как нечто целое — за соснами пространство продолжается и доходит до моря, которое существует и бушует именно в тот миг, когда герои стихотворения лежат на сосновой просеке.


Вы смотрели » Образы времени и пространства
в художественном произведении»

Выберите дальнейшее действие:

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ