ОГЭ Русский язык. Вариант 2 | ОГЭ для VIP

ОГЭ Русский язык. Вариант 2

ОГЭ 2020 Русский язык. Тренировочный вариант № 2 (оффлайн задания) с ответами (только части 1 и 2, т.е. без сочинений-рассуждений). Составлен по проектам демоверсии и спецификации ОГЭ 2020 года (ФИПИ). Посмотреть все варианты тренировочных заданий к ОГЭ-2020 по русскому языку.


 

Русский язык.
Тренировочный вариант 2

Часть 1.
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. 

ТЕКСТ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ

Человек и война. Эти два слова звучат вместе уже многие тысячелетия, начиная с момента зарождения человечества. Великая Отечественная война 1941—1945 годов, унёсшая миллионы жизней, оставила глубочайший след в душах людей. Память о ней побудила к творчеству не только писателей и поэтов, но и людей, ранее не бравшихся за перо. Так возник новый жанр литературы — военная повесть.

О Великой Отечественной войне писали Вячеслав Кондратьев, Борис Васильев, Виктор Некрасов. Среди писателей, говоривших правду о «кровавых буднях», был и Василь Быков. Сам участник войны, он был ранен, чудом остался жив и с полным правом на то мог сказать: «А мне хотелось правды». Словно предугадывая будущую литературную судьбу Василя Быкова и других писателей-фронтовиков, Илья Эренбург писал: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники.»

Война — это не только и не столько подвиг или храбрость, это повседневный труд, боль, которую нужно преодолевать вновь и вновь, каждый день. Терять друзей и воевать дальше без них. Жить в нечеловеческих условиях, преодолевая свой страх, мучаясь голодом. Нам же остаётся достойное отношение к прошлому своей Родины. Только память и понимание могут предостеречь нас от ошибок в будущем, хотя, к сожалению, многое забыто или переосмыслено до неузнаваемости.

(По Л. Ореховой) 188 слов

1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Смотреть ОТВЕТ на задание 1

№ абзаца

 Микротема

1

Слова «человек и война» существуют вместе с момента зарождения человечества. Наша Отечественная война 1941 — 1945 годов оставила глубочайший след в душах людей и побудила многих писателей и поэтов к творчеству, к созданию нового жанра «военная повесть».

2

Многие фронтовики и свидетели кровавых событий писали о войне правду, среди них был и Василь Быков, получивший на фронте ранение. Илья Оренбург считал, что только участники войны напишут о ней замечательные книги.

3

Война — это подвиг и храбрость, но это ещё и ежедневный тяжкий труд и боль, потеря друзей, страх, голод, жизнь в нечеловеческих условиях. И мы должны достойно относиться к прошлому Родины. Память о нём и понимание могут предостеречь от ошибок в будущем.

 

Часть 2.
Ответами к заданиям 2—8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. 

2 Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) Слово «айсберг» было переведено с немецкого как «ледяная гора». (2) Строгое же определение описывает айсберг как находящийся на плаву либо севший на мель массивный кусок льда, выступающий более чем на пять метров над уровнем моря. (3) В земных условиях айсберги образуются на границах ледников, имеющих выход в открытое море. (4) Сами ледники формируются из выпадающих в тех местах твёрдых осадков в виде снега, ледяных игл, ледяного тумана и т. п. (5) Из-за постоянного накопления ледового материала толщина ледников может достигать нескольких километров.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. слово было переведено (предложение 1)
  2. определение описывает айсберг (предложение 2)
  3. айсберги образуются (предложение 3)
  4. ледники формируются (предложение 4)
  5. толщина может (предложение 5)

Ответ: ___

3 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Жившие в Древней Греции (1) люди верили (2) что весь мир — это просто театральная сцена (3) на которой актёры играют свою роль (4) и исчезают за кулисами (5) что все приходят с небес (6) и уходят туда же (7) исполнив свою роль (8) заранее написанную богами (9) и выполнив своё предназначение.

Ответ: ___

4 Синтаксический анализ. Замените словосочетание «деревянные дома», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___

5 Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. КЛЮКВЕННЫЙ — НН пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью  суффикса — ЕНН-.
  2. ПРЕКЛОНИТЬ (колена) — правописание приставки определяется её значением «неполнота действия».
  3. СОБАЧОНКА — в окончаниях имён существительных под ударением после шипящих пишется буква О.
  4. ПРИМЕРЯТЬ (костюм) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова объясняется отсутствием суффикса -А-.
  5. ВИДИШЬ (цель) — правописание окончания глагола объясняется тем, что это слово относится ко второму спряжению.

Ответ: ___

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

ДОМ НА ПЕРЕДОВОЙ

(1)Я сижу в углу подвала на деревянном топчане и смотрю, как светлеет слуховое окно. (2)Из темноты проступают обугленные ветки дерева, исщерблённая пулями стена соседнего дома.

(З)Подвал наш давно проснулся. (4)Время на войне идёт совсем иначе, чем в другой — обычной — жизни. (5)Наступает утро, и мы не знаем, доживём ли до вечера. (6)Стены трясутся от близких взрывов. (7)Сколько нам осталось жить? (8)Ещё несколько дней? (9)Или несколько часов? (10)Или только эти мгновения, когда мы ждём рассвета?

(11)Подвал приютил три семьи. (12)Свела вместе общая судьба: под бомбёжками не смогли переправиться через Волгу. (13)Бетонные своды укрыли трёх женщин и восемь детей.

(14)Сегодня мне идти в овраг за хлебом или супом. (15)Мама и сестрёнка совсем ослабли от голода. (16)Мне нужно проползти метров двести. (17)Место открытое. (18)Снег укрыл пепелище. (19)Огонь поглотил деревянные дома с резными наличниками, вишнёвые и яблоневые сады, столы в палисадниках.

(20)После привычной темноты подвала глазам больно от яркого света. (21)Передо мной мёртвое пространство. (22)Нет ни огонька, ни живого звука. (23)Земля окоченела, оглохла, ослепла. (24)Перестала быть землёй. (25)Я смотрю и ничего не вижу. (26)Потому что всё моё нутро напряжено, сковано тревогой. (27)Земля передо мной совсем другая, чем прежде. (28)Примериваюсь, как доползти до каменной стены, чтобы затаиться, переждать, передохнуть. (29)Всё живое наблюдает, прицеливается, готовится. (30)С чем сравнить фронтовую полосу? (31)Её не с чем сравнить.

(32)Ползу по глубокому снегу в сторону Волги. (33)В этом снеге теперь всё моё спасение. (34)Если заметят гитлеровцы движущуюся точку, ухнет взрыв, полоснёт пуля. (35)Сколько ещё метров ползти? (36)Неужто убьют? (37)Как же это так — вдруг меня больше не будет? (38)Этого не может быть! (39)Неужто я не увижу маму и сестрёнку, не узнаю, жив ли отец? (40)Не буду больше ходить в школу, играть в снежки, бегать по траве, читать книги, писать стихи, кататься на лодке, танцевать? (41)Сколько на свете замечательных дел! (42)Нет, меня не убьют. (43)Этого просто не может быть. (44)Я так хочу жить!

(45)Вот, наконец, я подбираюсь к вагонетке и быстро, будто плаваю по-собачьи, сползаю в овраг. (46)Можно присесть и передохнуть. (47)Скаты оврага защищают от пуль.

(48)Снизу привычно тянет дымом. (49)Скаты оврага облепили блиндажи.

(50)Протоптанной тропинкой пробираюсь туда, где по свинцовой воде несутся глыбы льда. (51)Топчусь около солдатской кухни. (52)Пахнет необыкновенно вкусно. (53)Наверное, гороховым супом из концентратов. (54)Не могу решиться толкнуть дверь землянки. (55)Мы знаем, что солдатские пайки с каждым днём становятся меньше.

(56)«Откуда ты, девочка?» — передо мной стоит военный в белом овчинном полушубке и шапке-ушанке. (57)Я привыкла к такому вопросу. (58)Что тут рассказывать? (59)История наша обычная — не смогли переправиться через Волгу. (60)Где находится наш подвал? (61)На пятачке за оврагом. (62)Капитан берёт у меня пустое ведёрко. (63)Мы взбираемся по крутому отвесному склону. (64)Ползу вверх на четвереньках, цепляясь за бугорки земли и пучки сухой травы. (65)Так добираемся до небольшой площадки.

(66)В землянке тепло. (67)Оказывается, я даже забыла, что такое тепло. (68)Мне стало вдруг весело. (69)Я видела, как офицер снял с гвоздя вещевой мешок и выложил концентраты. (70)Каша пшённая, суп гороховый. (71)«Это тебе, забирай», — сказал он. (72)Какое богатство на столе! (73)Офицер сложил брикеты в ведёрко. (74)Я смотрю на капитана и вдруг понимаю: он знает, как мне было холодно и страшно, когда я ползла в овраг. (75)Впервые мне хочется заплакать. (76)В нашем подвале каким-то немым уговором запрещено плакать.

(77)Я сижу, разомлев в тепле, и ещё не знаю, как важно будет для меня навсегда всё то, что происходит сейчас в этой землянке, из которой видна свинцовая волжская вода. (78)Память об этих днях навсегда останется для меня нравственной опорой. (79)В радости и в беде буду помнить и этот скудный сталинградский паёк, который капитан разделил с голодными детьми, и книги с обгорелыми страницами, подаренные им, и трофейный парашют, из которого потом мне сшили платье. (80)И огонёк коптилки, мигавший при взрывах.

(По Л. Овчинниковой *)

*Людмила Павловна Овчинникова — журналист, писатель. Пять с половиной месяцев вместе с мамой и трёхлетней сестрёнкой она провела в осаждённом фашистами Сталинграде, прячась в подвале разрушенного дома. Большую часть творчества посвятила военной теме.

Рассказ взят из книги «Дети военной поры».

 

6 Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Время на войне течёт так же, как и в обычной жизни.
  • 2) В подвале, где приходилось укрываться рассказчице, каким-то немым уговором было запрещено плакать.
  • 3) Рассказчица отправилась за хлебом или супом по глубокому снегу, который не являлся спасением от вражеской пули.
  • 4) Капитан знал, как было холодно и страшно девочке, когда она ползла в овраг за продуктами.
  • 5) Рассказчица, сидя в землянке, знала, как важно для неё всё то, что происходило в тот момент.

Ответ: ____

7 Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  • 1) Ползу вверх на четвереньках, цепляясь за бугорки земли и пучки сухой травы.
  • 2) Передо мной мёртвое пространство.
  • 3) Капитан берёт у меня пустое ведёрко.
  • 4) Протоптанной тропинкой пробираюсь туда, где по свинцовой воде несутся глыбы льда.
  • 5) Так добираемся до небольшой площадки.

Ответ: _____

8 Лексический анализ. В предложениях 32—44 найдите просторечный синоним к слову НЕУЖЕЛИ. Выпишите этот синоним.

Ответ: ____

 

Смотреть ОТВЕТЫ на задания 2 - 8

Задание

 Ответ

2 134
3 235789
4 дома из дерева
5 15
6 24
7 24
8 неужто

Часть 3 (без ответов)
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Елены Андреевны Брызгуновой: «Риторический вопрос ориентирован не на получение ответа, а на передачу информации, — всегда экспрессивно окрашенной».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанной или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 Задание 9.1. Пояснения и ПРИМЕРЫ

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения, взятого из текста: «Память об этих днях навсегда останется для меня нравственной опорой». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 Задание 9.2. Пояснения и ПРИМЕРЫ

9.3. Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННАЯ ОПОРА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что для человека является нравственной опорой?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, То такая работа оценивается нулём баллов.

 Задание 9.3. Пояснения и ПРИМЕРЫ

 


ОГЭ 2020 Русский язык. Тренировочный вариант № 2 (оффлайн задания) с ответами (только части 1 и 2). Составлен по проектам демоверсии и спецификации ОГЭ 2020 года (ФИПИ). Посмотреть все варианты тренировочных заданий к ОГЭ-2020 по русскому языку.

Метки: