ОГЭ Русский язык. Вариант 1 | ОГЭ для VIP

ОГЭ Русский язык. Вариант 1

ОГЭ 2020 Русский язык. Тренировочный вариант № 1 (оффлайн задания) с ответами (только части 1 и 2, т.е. без сочинений-рассуждений). Составлен по проектам демоверсии и спецификации ОГЭ 2020 года (ФИПИ). Посмотреть все варианты тренировочных заданий к ОГЭ-2020 по русскому языку.


 

Русский язык 2020.
Тренировочный вариант 1

Часть 1.
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. 

ТЕКСТ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ

1 сентября 1956 года все мои деревенские ровесники сели за парты, а у моей многодетной мамы не было денег, чтобы купить мне школьные принадлежности, сумку и форму. Решено было, что я пойду в первый класс только на следующий год. Почти две недели сентября я простояла на завалинке школы, прижавшись к оконному стеклу, слушая объяснения учительницы, Ульяны Степановны.

Как-то вечером учительница пришла к нам домой и принесла коричневое летнее платьице с крылышками, сказав, что это подарок от её дочери-третьеклассницы. И ещё она вручила мне набор учебников, тетрадки и карандаши. А папа отдал мне свою серую бригадирскую сумку и ручку с чернильницей-непроливайкой. На следующий день я уже сидела за чёрной партой и с замиранием сердца слушала учительницу.

Давно уже нет Ульяны Степановны, но в памяти моей она так и осталась молодой женщиной с доброй улыбкой и тугой чёрной косой, обвитой вокруг головы. И таких учителей было в моей жизни великое множество. Столько душевной теплоты и сердечного добра своего они в меня вложили в надежде, что я передам это другим людям. Они на всю жизнь дали мне понимание того, как надо жить и относиться к окружающим.

(По Г. Гостевой) 184 слова

1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Смотреть ОТВЕТ на задание 1

№ абзаца

Микротема

1

Когда я очень давно шла в школу, в нашей семье не было денег на форму и школьные принадлежности, поэтому во время уроков я простояла за окном первые две недели сентября.

2

Однажды моя учительница принесла мне всё необходимое для школы, а папа отдал свою сумку и чернильницу, и я пошла в школу.

3

Учительница Ульяна Степановна навсегда осталась в моей памяти молодой женщиной с доброй улыбкой. Позже у меня было много учителей, которые учили меня добру и душевной теплоте, чтобы я передала их людям. На всю жизнь я запомнила, как надо относиться к окружающим.

 

Часть 2.
Ответами к заданиям 2—8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. 

2 Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Квазар — сокращённое произношение английского термина, который переводится как «радиоисточник, похожий на звезду». (2)На фотопластинках квазары едва видны, они выглядят как слабенькие звёздочки. (3)На самом деле светимость каждой такой «звёздочки» выше, чем у всех 100 миллиардов звёзд нашего Млечного Пути, вместе взятых. (4)Тусклыми квазары кажутся просто потому, что их отделяют от нас громадные расстояния межгалактического пространства. (5)Свет некоторых квазаров, который мы видим сейчас, отправился в путешествие, когда ещё не было ни нашей Земли, ни Солнца.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. квазар — произношение (предложение 1)
  2. квазары выглядят (предложение 2)
  3. светимость выше (предложение 3)
  4. квазары кажутся (предложение 4)
  5. не было Земли (предложение 5)

Ответ: ___

3 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Стоунхендж (1) самое известное из мегалитических сооружений (2) состоит из земляных валов (3) рвов и (4) особым образом расположенных (5) каменных глыб (6) расходящихся от (7) возвышающегося в центре (8) каменного исполина (9) которого условно назвали алтарным камнем.

Ответ: ___

4 Синтаксический анализ. Замените словосочетание «говорит с оживлением», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___

5 Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • 1) БЕСШОВНЫЙ (чулок) — в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О.
  • 2) ТАМОЖЕННЫЙ (пост) — в именах прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН.
  • 3) РАССВЕТ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  • 4) (написал) ПО-РУССКИ — наречие пишется через дефис, так как оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
  • 5) НЕ РАД (встрече) — НЕ пишется раздельно с прилагательными, употребляющимися только в краткой форме.

Ответ: ___

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

(1) В классе у Натальи Андреевны всегда царило оживление, какое создаёт только дружная, слаженная работа. (2)Посидеть на её уроке, послушать, как разговаривает она с ребятами, как охотно и толково они отвечают, было по-настоящему радостно. (3)И в такие часы у меня было какое-то неясное чувство, словно всё это когда-то уже было со мною. (4)Не сразу я поняла: это было в школьные годы; вот так же радостно и интересно бывало нам на уроках Анны Ивановны.

(5)Ещё интереснее, чем самые уроки, оказались рассказы Натальи Андреевны о её ребятах. (6)Слушая её, я узнавала о них такие подробности, какие могут быть известны только самому близкому человеку — пожалуй, только умной и наблюдательной матери.

(7)И я заметила: с особенным оживлением и любовью Наталья Андреевна говорит не о самых лучших и примерных учениках, но о тех, с которыми трудно.

(8)Мы сидели с Натальей Андреевной в её пустом классе.

(9)Было уже темно, а мы всё не зажигали огня. (10)Дождь стучался в окна, и мне, хоть я и слушала её с жадным вниманием, было очень грустно.

(11) — Но что же, что же самое главное в нашей работе? — спросила я тихо. (12)— Я понимаю, готовых рецептов нет, всякий раз нужно поступать по-разному. (13)Но неужели же нет чего-то самого главного, что поможет даже в самом трудном, самом запутанном случае?

(14) — Самое главное? — задумчиво повторила Наталья Андреевна. (15)— Вот я вам расскажу такой случай. (16)Работала у нас молоденькая учительница. (17) Побывала я у неё на уроках. (18)Как будто недурно. (19)Уроки по всем правилам методики. (20)Спрашиваю: «Хорошие у вас ребята?» (21)— «Хорошие», — отвечает. (22)«Скажите, вон тот, на первой парте, что он собой представляет?» (23)— «Прекрасный мальчик. (24)У него одни пятёрки. (25)Очень развитой и смышлёный». (26)— «А тот, черноглазый, в голубой рубашке?» (27)— «Это троечник, средний ученик. (28)Но дисциплинированный». (29) — «А вон тот, курносый, с веснушками?» (30)— «А у этого вообще четвёрки, но по арифметике ниже пяти не бывает». (31)И, понимаете, — продолжала Наталья Андреевна, — вдруг все эти ребята — черноглазые и голубоглазые, смуглые, светловолосые, веснушчатые, — все стали на одно лицо, и уже только одно отличало их: четвёрочник, троечник, двоечник, отличник. (32)Ну, подумайте сами, разве можно охарактеризовать школьника одними отметками! (ЗЗ)Как будто отметка может исчерпать человека, будь он даже только восьми лет от роду! (34)Вот это я ей и сказала. (35)А она мне так спокойно: «У меня их сорок, не могу я знать каждого в отдельности». (36)Я вам скажу: мне страшно стало. (37)Как же работать с детьми, если не знать их? (38)Как учить их — даже орфографии или таблице умножения? (39)Сорок ребят — это сорок разных характеров, и тут, поверьте, нет двух похожих, которых можно спутать друг с другом. (40)Учителю не знать своих детей — значит лишиться глаз и обречь себя на работу вслепую, без малейшей надежды на успех. (41)Просто безумие какое-то!

(42)Вот вы спрашиваете, что самое главное. (43)Для воспитателя самое главное, самое важное — понять ученика. (44)Бывает, беседуешь с учеником на уроках, на экзаменах, оцениваешь его знания, случается даже — даёшь ему характеристику и всё ещё по-настоящему ничего о нём не знаешь. (45)И ждёшь, ловишь, подстерегаешь ту минуту, тот иногда непредвиденный случай, который откроет тебе сокровенное в человеке. (46)В такие минуты, как под лучом прожектора, всё озаряется, всё становится ясно.

(По Ф. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915—1965) — советская писательница, журналист. Автор повести «Мои класс» (1949), трилогии «Дорога в жизнь», «Чернигова» и «Это мой дом» (1961), посвящённой проблемам педагогики и становления личности подростка. Последние работы Вигдоровой — диалоги «Любимая улица» и «Семейное счастье» (1965), в центре которых — психологический портрет молодой женщины, жены, матери.

Отрывок взят из повести «Мой класс». 

6 Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. С особенным оживлением и любовью Наталья Андреевна рассказывала о самых лучших и примерных учениках.
  2. Рассказчица вспомнила интересные уроки своей учительницы Анны Ивановны.
  3. Наталья Андреевна характеризовала своих учеников только по их отметкам.
  4. Для воспитателя самое главное — понять ученика.
  5. Иногда случай открывает самое сокровенное в человеке, что даёт возможность понять своего ученика.

Ответ: ____

7 Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  • 1) В классе у Натальи Андреевны всегда царило оживление, какое создаёт только дружная, слаженная работа.
  • 2) И в такие часы у меня было какое-то неясное чувство, словно всё это когда-то уже было со мною.
  • 3) И я заметила: с особенным оживлением и любовью Наталья Андреевна говорит не о самых лучших и примерных учениках, но о тех, с которыми трудно.
  • 4) Ну, подумайте сами, разве можно охарактеризовать школьника одними отметками!
  • 5) В такие минуты, как под лучом прожектора, всё озаряется, всё становится ясно.

Ответ: _____

8 Лексический анализ. Найдите в тексте синоним к слову ПРАВОПИСАНИЕ (предложение 38). Выпишите этот синоним.

Ответ: ____

 

Смотреть ОТВЕТЫ на задания 2 - 8

Задание

Ответ

2 13
3 12369
4 говорит оживлённо
5 345
6 245
7 25
8 орфография

Часть 3 (без ответов)
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Риторические вопросы в художественных произведениях создают эмоционально окрашенный, взволнованный тон повествования».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 Задание 9.1. Пояснения и ПРИМЕРЫ

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл следующего предложения из текста: «Учителю не знать своих детей — значит лишиться глаз и обречь себя на работу вслепую, без малейшей надежды на успех».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 Задание 9.2. Пояснения и ПРИМЕРЫ

9.3. Как Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Каким должен быть настоящий учитель?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 Задание 9.3. Пояснения и ПРИМЕРЫ

 


ОГЭ 2020 Русский язык. Тренировочный вариант № 1 (оффлайн задания) с ответами (только части 1 и 2). Составлен по проектам демоверсии и спецификации ОГЭ 2020 года (ФИПИ). Посмотреть все варианты тренировочных заданий к ОГЭ-2020 по русскому языку.

 

Метки: