История. Тренировочный вариант 1 | ОГЭ для VIP

История. Тренировочный вариант 1

Материал для подготовки к ОГЭ по истории. Тренировочный вариант № 1, составленный по проектам спецификации и демоверсии ОГЭ на 2020 г. Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории с древности по настоящее время. Общее количество заданий — 35. Работа состоит из двух частей. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа, последовательности цифр или слова (словосочетания). Часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. В части 1 задания условно разделены на тематические блоки, относящиеся к одному из четырёх периодов истории, выделенных с учётом общей периодизации: 1) VIII—XVII вв.; 2) XVIII — начало XX в.; 3) 1914—1945 гг.; 4) 1945—2012 гг.

История. Тренировочный вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий 1—22 запишите в поле ответа одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

 

1

Каким веком датируется начало правления Олега?

1) IX в.   2) X в.   3) XI в.   4) XII в.

Ответ:

2

С конца XV века в России помещиком называли

  1. вотчинника, собственника земли
  2. владельца имения, предоставляемого служилому человеку (дворянину)
  3. княжеского или боярского управляющего
  4. выборное должностное лицо

Ответ:

3

Что из перечисленного стало последствием «Батыевой рати»?

  • 1) строительство новых оборонительных рубежей южнее Киева
  • 2) перенос столицы из Владимира в Киев
  • 3) признание зависимости Руси от Золотой Орды
  • 4) заключение союза русских княжеств с немецкими рыцарями для совместной борьбы с захватчиками

Ответ:

4


Прочтите отрывок из исторического труда и назовите имя царя, упомянутого в отрывке.

«В усердной любви к гражданскому образованию [царь] превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов…
Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же, как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому».

  • 1) Иван Грозный
  • 2) Борис Годунов
  • 3) Василий Шуйский
  • 4) Михаил Романов

Ответ:

5


Какое из перечисленных событий Северной войны произошло раньше остальных?

  • 1) победа под Полтавой
  • 2) разгром шведского флота у острова Гренгам
  • 3) сражение у мыса Гангут
  • 4) победа русских войск у деревни Лесная

Ответ:

6


Основной целью Заграничных походов русской армии было

  • 1) изгнание войск Наполеона из захваченных ими стран, лишение возможности использовать их ресурсы
  • 2) оказание военной помощи саксонским войскам Августа II в их борьбе со шведской армией Карла XII
  • 3) разбить французские войска в Северной Италии и Швейцарии
  • 4) завоевание Финляндии

Ответ:

7


Следствием Русско-японской войны стало

  • 1) усиление влияния России в Китае
  • 2) укрепление позиций России как надёжного военного союзника
  • 3) падение авторитета монархии в России
  • 4) усиление авторитета монархии в России

Ответ:

8


Прочтите отрывок из исторического документа и определите его автора.

«Предварительно донёс я вашей светлости, что крепость Измаильская храбростью порученного мне войска взята. Приступ был мужествен, неприятель многочислен, крепость к обороне способна. Отпор был сильный, и отчаянная оборона обратилась на гибель и совершенное сокрушение неприятеля».

1) П. А. Румянцев   3) М. И. Кутузов   2) А. В. Суворов   4) М. Д. Скобелев

Ответ:

9


Собор Святой Софии в Киеве был построен по приказу

  • 1) Ярослава Мудрого
  • 2) Владимира Мономаха
  • 3) Владимира Крестителя
  • 4) Андрея Боголюбского

Ответ:

10


Памятник русской литературы, автором которого является Афанасий Никитин, относится к жанру

  • 1) «Житие»
  • 2) «Повесть»
  • 3) «Слово»
  • 4) «Хожение» (или «хождение»)

Ответ:

11


Период перестройки в СССР начался

1) в 1960-е гг.    2) в 1970-е гг.    3) в 1980-е гг.    4) в 1990-е гг.

Ответ:

12


Что из перечисленного относится к событиям Гражданской войны в России?

  • 1) взятие крепости Перемышль
  • 2) мятеж чехословацкого корпуса
  • 3) оборона Порт-Артура
  • 4) битва на Курской дуге

Ответ:

13


Что из перечисленного явилось итогом денежной реформы 1920-х гг.?

  • 1) Советская Россия была вынуждена прибегнуть к внешним валютным заимствованиям.
  • 2) Советская валюта стала конвертируемой.
  • 3) Произошло резкое обесценивание советского рубля.
  • 4) В каждой республике, входившей в СССР, действовала собственная денежная единица.

Ответ:

14


Окружение и уничтожение 330-тысячной группировки немецко-фашистских войск было проведено

  • 1) в ходе битвы под Москвой
  • 2) в сражениях на Курской дуге
  • 3) во время битвы за Днепр
  • 4) в результате контрнаступления под Сталинградом

Ответ:

15


Прочтите текст об одной из военных операций Великой Отечественной войны. Какое название носила эта военная операция?

«3 июля гвардейские танковые корпуса подошли к Минску и освободили город. Теперь в полном окружении оказались соединения 4-й немецкой армии. Летом и осенью 1944 г. Красная армия добилась выдающихся военных успехов. В ходе операции немецкая группа армий „Центр“ была разбита и отброшена на 550—600 км».

  • 1) «Багратион»
  • 2) «Уран»
  • 3) «Кутузов»
  • 4) «Полководец Румянцев»

Ответ:

16


Какое из перечисленных событий произошло в 1990-е гг.?

  • 1) XX съезд КПСС
  • 2) начало перестройки
  • 3) принятие Конституции Российской Федерации
  • 4) начало косыгинских реформ

Ответ:

17


Что стало одним из итогов хрущёвской оттепели?

  • 1) создание многопартийной системы в СССР
  • 2) проведение политики гласности
  • 3) начало диссидентского движения в СССР
  • 4) восстановление прав народов СССР, репрессированных в 1940-е гг.

Ответ:

18


Прочтите отрывок из текста и укажите год, к которому относится начало реформы.

«Косыгин небезосновательно надеялся, что при внедрении показателя действительной реализации продукции предприятия перестанут выпускать никому не нужное барахло, а сосредоточатся на выпуске качественных, пользующихся спросом товаров. Нужно сказать, что начало реформы А. Н. Косыгина было вполне обнадёживающим и многообещающим».

1) 1956 г.   2) 1965 г.   3) 1975 г.   4) 1985 г.

19


Главой Временного правительства в марте — июле 1917 г. был

  • 1) Г. Е. Львов
  • 2) Л. Г. Корнилов
  • 3) А. Ф. Керенский
  • 4) В. И. Ленин

Ответ:

20


Рассмотрите схему и выполните задание.

История. Тренировочный вариант 1

Укажите имя руководителя экспедиции, которая прошла по показанному на схеме маршруту.

1) А. Никитин   3) С. Дежнёв   2) Ермак   4) В. Поярков

Ответ:

21


Памятником монументального искусства 1950—1960-х гг. является

  • 1) скульптура «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной
  • 2) скульптура «Родина-мать зовёт!» Е. В. Вучетича
  • 3) скульптура «Булыжник — оружие пролетариата» И. Д. Шадра
  • 4) памятник Петру I 3. К. Церетели

Ответ:

22


Рассмотрите изображение и выполните задание.

История. Тренировочный вариант 1

Укажите период, когда происходили события, к которым относится газетная вырезка.

1) 1920-е гг. 3) 1940-е гг. 2) 1930-е гг. 4) 1950-е гг.

 

Задания 23—30 требуют ответа в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания), которые следует записать в поле ответа в тексте работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

 

23


Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

  • 1) взятие Плевны
  • 2) Полтавская битва
  • 3) битва при Грюнвальде
  • 4) Цусимское сражение

Ответ:

24


Установите соответствие между «Великими либеральными реформами» и их итогами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

РЕФОРМЫ

ИТОГИ

A) земская

Б) судебная

B) военная

1) всеобщая повинность несения службы

2) упразднение предварительной цензуры

3) состязательность процесса

4) создание всесословного представительства

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

25


Какие из приведённых реформ были осуществлены в 1547— 1584 гг.? Найдите в приведённом ниже списке два таких положения и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • 1) запрещение дробления поместий
  • 2) ограничение барщины
  • 3) окончательное закрепощение крестьян
  • 4) создание стрелецкого войска
  • 5) введение поземельного налогообложения — «большая соха»

Ответ:

26


Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Число промышленных рабочих и служащих, млн чел.

История. Тренировочный вариант 1

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

27


Запишите дважды пропущенное в тексте слово, обозначающее период в русской истории.

«__________ — в широком смысле слова — раздоры, мятеж, беспорядок; в узком смысле __________ — это период русской истории 1598—1613 гг., от смерти царя Фёдора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей на Московском престоле, до воцарения Михаила Романова, первого представителя новой династии».

Ответ: __________

28


Сравните особенности боярской вотчины и дворянского поместья XVII века. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

  • 1) барщина и оброк
  • 2) переходит по наследству
  • 3) зависимость крестьянина от господина
  • 4) условное держание земли

Ответ:

29


Запишите название реформы, пропущенное в схеме

История. Тренировочный вариант 1

30


Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к середине XVI века.

1) уроки и погосты;
2) Стоглавый собор;
3) опричнина;
4) Избранная рада;
5) земщина.

Найдите и запишите порядковый номер термина, выпадающего из общего ряда.

Ответ:


 

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31—35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т. д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31,32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

«В те годы передача Крымской области из состава РСФСР в состав УССР в рамках «нерушимого» Советского Союза была простой формальностью. Украина получила Крым в качестве «царского подарка» по случаю 300-летия воссоединения с Россией. Тогда никто не мог даже предположить, что СССР распадётся и Украина станет независимой.

Историки объясняют щедрость Первого секретаря ЦК КПСС просто: придя к власти после смерти Сталина и теперь осуждая Сталина и репрессии, раньше он сам был замешан в репрессиях против «врагов народа». Так было в 1938—1947 гг., когда он возглавлял ЦК компартии Украины и боролся с «врагами народа». Теперь, чтобы «искупить вину» перед Украиной и, главное, заручиться поддержкой украинской «верхушки», он сделал широкий жест: подарил Украине целый курортный полуостров! О своём решении глава сообщил товарищам по партии как бы между прочим, в перерыве одного из заседаний президиума ЦК: «Да, товарищи, тут есть мнение передать Крым Украине», — обронил он вскользь. Ни у кого не хватило смелости возмутиться. Желание первого лица правящей партии — закон.

19 февраля 1954 года собрался Президиум Верховного Совета РСФСР. Из 27 членов Президиума присутствовали 13. За «величайший дружественный акт, свидетельствующий о безграничном доверии и любви русского народа к украинскому народу» проголосовали единогласно».

31


Укажите фамилию Первого секретаря ЦК КПСС, о котором идёт речь в тексте, и принятое в истории название периода, когда этот политический деятель выступил с осуждением действий Сталина.

32


В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы во втором абзаце. Выпишите не менее двух причин указанной ситуации.

 

Задания 33—35 предусматривают разные виды деятельности: анализ исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 

33


14 марта [указан год] вышло постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партлинии [партийной линии] в колхозном движении», разоблачавшее «перегибы» местных органов власти при создании колхозов. Сразу начался массовый выход крестьян из колхозов, к лету в колхозах осталось 23,6 % от прежнего числа колхозников.

  1. Укажите год, когда вышло постановление ЦК ВКП(б).
  2. Почему начался массовый выход крестьян из колхозов? Укажите две причины.
  3. Как называлась статья И.В. Сталина, которая предшествовала выходу названного постановления?

34


Существует точка зрения, что Россия, если её сравнивать с Западной Европой, осталась в стороне от Великих географических открытий. Приведите не менее двух фактов, опровергающих это утверждение.

35


Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Принятие христианства на Руси». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с Крещением Руси.

 

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который полностью раскрывал бы заданную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы. Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов и пояснений.

 

Правильные ответы

Часть 1

История. Тренировочный вариант 1

Часть 2

  1. Ответ:
    В ответе должны быть указаны:
    1) фамилия: Хрущёв;
    2) период: могут быть названы — оттепель (или десталинизация).
  1. Ответ:
    1) В ответе должно быть указано предложение: «Украина получила Крым в качестве «царского подарка» по случаю 300-летия воссоединения с Россией».
    2) Могут быть указаны следующие причины:
    — Хрущёв хотел «искупить вину» перед Украиной за репрессии, к которым он был причастен.
    — Хрущёв как глава страны (партии) хотел заручиться поддержкой украинской «верхушки».
  1. Ответ:
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1) 1930 г.;
    2) могут быть названы следующие причины:
    — коллективизация осуществлялась насильственными методами, крестьян загоняли в колхозы принудительно;
    — власть осудила «перегибщиков» и официально разрешила уходить из колхозов, теперь можно было уйти, не опасаясь преследования;
    — жизнь и труд в колхозе давали крестьянину меньше, чем у него было до организации колхозов, крестьянин хотел возвращения к привычной единоличной жизни;
    3) название статьи: «Головокружение от успехов».
  1. Ответ:
    Могут быть приведены следующие факты:
    1) Русскими землепроходцами была открыта для освоения Сибирь, территориально очень большая земля.
    2) Дежнёв первым из европейцев прошёл проливом между Азией и Америкой, доказав, что эти материки не соединяются сушей.
    3) Русские первыми начали освоение северо-западной Америки — Аляски, известной в то время как Русская Америка.
    4) Русские мореплаватели первыми открыли Антарктиду.
    Могут быть приведены другие факты.
  1. Ответ:
    Один из вариантов плана раскрытия темы:
    1) Христианство как форма единобожия.
    2) Причины принятия христианства: а) политические; б) социальные.
    3) Формы принятия христианства на Руси: а) добровольное (по убеждению); б) насильственные формы; в) сохранение традиций двоеверия.
    4) Последствия принятия христианства: а) каменное строительство; б) кириллица; в) влияние христианства на летописание; г) живопись — иконописание; д) экономические и политические связи с Византией.

 


Для подготовки к ОГЭ по истории. Тренировочный вариант, составленный по проектам спецификации и демоверсии ОГЭ на 2020 г. Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории с древности по настоящее время. Общее количество заданий — 35. Работа состоит из двух частей.