Раздел ЕГЭ: 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Рынок может действовать только при условии постоянного обмена товарами и услугами. Однако покупатель не будет приобретать то, что ему не нужно. Также он не сможет приобрести нужный товар, если ему не хватит для этого средств. В связи с этим производитель обязан постоянно отслеживать потребности покупателя и его покупательскую способность.
СПРОС
Спрос — желание потребителя приобрести определённый товар, подкреплённое денежными средствами. Он состоит из трёх величин:
- Что хочет приобрести покупатель сейчас?
- Сколько товара может приобрести покупатель сейчас?
- Какую цену готов заплатить покупатель за данный товар сейчас?
На спрос влияет не только цена, но и другие категории:
- мода;
- доходы потребителей;
- цена на продукты-аналоги;
- реклама;
- вкусы потребителей.
Спрос может различаться в зависимости от количества потенциальных покупателей товара.
Индивидуальный ⇒ Потребности одного человека.
Рыночный ⇒ Потребности отдельно взятого рынка.
Совокупный ⇒ Потребности всех рынков на конкретный товар или все продукты производства.
Также спрос может быть эластичным и неэластичным.
- Эластичный спрос — изменение уровня дохода и цен влияет на спрос (смартфон).
- Неэластичный спрос — изменение уровня доходов и цен не влияет на спрос (товары первой необходимости (соль, средства гигиены)).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Поскольку потребители создают спрос, производители обязаны ответить им соответствующим предложением.
Предложение — желание производителя продать определённый товар. Оно состоит из трёх величин:
- Что может предложить производитель сейчас?
- Сколько товара может предложить производитель сейчас?
- За какую цену готов продать производитель данный товар сейчас?
Чем больше произведено однотипных товаров, тем меньше на них цена. То же правило действует и в обратную сторону. В зависимости от количества производителей выделяют виды предложений:
- индивидуальное — один производитель либо отдельно взятый товар;
- рыночное — наличие товара на определённом рынке;
- совокупное — предложение определённого товара на всех рынках или предложение на все товары.
Спрос и предложение зависимы друг от друга. Известная фраза Джона М. Кейнса «спрос рождает предложение» не всегда действует наоборот. Как только покупатель удовлетворяет свою потребность, спрос автоматически закрывается.
ЦЕНА
Предложение и спрос напрямую влияют на цену товаров.
Цена — денежное выражение стоимости продукта или услуги. Количество денег, за которое производитель готов продать товар, а покупатель согласен его купить. Цена включает в себя различные категории, которые влияют на окончательную стоимость продукта. В цену входят:
- стоимость сырья, из которого сделан товар;
- производственные затраты (зарплата рабочим, затраченное электричество);
- доход производителя (чистая прибыль);
- налоги (выплаты государству);
- торговая наценка (надбавка посредника).
Стоимость сырья, из которого сделан товар, и производственные затраты составляют себестоимость продукта.
В связи с тем, что в цену входят различные составляющие, существуют разные виды цен. Все они зависят от себестоимости продукта, которая берётся за основу. Основные виды цен в Российской Федерации:
- оптовая (себестоимость и прибыль);
- отпускная (себестоимость, прибыль, а также государственный налог);
- закупочная (оптовая цена при закупке государством продуктов сельского хозяйства);
- розничная (отпускная цена и наценка продавца).
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Чем выше спрос, тем выше цена, поскольку производитель и продавец желают продать товар с наибольшей для себя выгодой. При этом конкуренты производителя поступают точно так же. Если цена на определённый товар не удовлетворяет потребителя, то происходит естественное уменьшение спроса, что вынуждает производителей снизить цену. Если производитель продолжает выпускать товар во время снижения спроса по высокой цене, ему грозит разорение.
Предложение превышает спрос в случае:
- производства низкокачественного товара;
- недостатка денег у потребителя;
- избыточного производства товара.
Спрос превышает предложение в случае:
- искусственного снижения цен на товары;
- избыточного производства товаров;
- слишком высокого роста доходов потребителей.
Рыночное равновесие — ситуация равенства спроса и предложения на рынке. Цены удовлетворяют и производителя, и покупателя.
Парадокс Гиффена. Повышение цены на дешёвые товары, которые находятся на рынке в огромных количествах, приведёт к увеличению их спроса.
Это конспект по обществознанию «Спрос и предложение».
Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.