ОГЭ для VIP Русский язык Техника написания изложения

Техника написания изложения

ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 1-я (сжатое изложение). Тема: Техника написания изложения. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».


 

Техника написания изложения

Перед тем как выполнять задание, необходимо подумать об организации «рабочего поля», чтобы зафиксированное вами можно было бы расшифровать. Каждому предложению надо отвести целую строчку, чтобы было пространство для восстановления текста. Опознать конец одного предложения и начало другого поможет знание интонационного оформления речи, а смысл текста в сочетании с паузами подскажет начало следующего абзаца. Для его обозначения можно использовать какой-то символ, чаще всего это знак Z.

Вверху для удобства работы лучше оставить две строчки: на первой будет записана тема, на второй — идея. Без определения темы и идеи невозможно понять текст, а тем более подвергнуть его компрессии.

Первое прослушивание

Во время первого чтения текста диктором необходимо внимательно слушать его, т. е. активно воспринимать содержание звучащего текста, стараясь сразу понять мысль автора. Мы не рекомендуем при первом прослушивании сразу делать записи вслед за звучащим текстом. Как показывает практика, эффект от такой организации времени при прослушивании снижен. Обычно выпускники бросают все силы на запись «чего-нибудь», они ещё не понимают, какая информация здесь главная, а какая — второстепенная, поэтому фиксируют всё подряд. А между тем очень важное в содержании может остаться незамеченным. Гораздо эффективнее сначала сосредоточиться на восприятии текста, определить основную тему и микротемы, идею (основную мысль), соотнести друг с другом смысловые части. Записи желательно делать между прослушиваниями и при втором прослушивании. Но можно пойти и по другому пути: делать записи при двух прослушиваниях (обычно этот способ выбирают так называемые визуалы).

В перерыве между прослушиваниями необходимо кратко записать последовательность абзацев, то есть ход рассуждений автора или хронологию событий, последовательность описания. Это поможет грамотно составить план, определить микротемы.

 Микротема — это общая мысль, объединяющая несколько предложений текста. Верное определение микротем позволит вам правильно разбить текст изложения на абзацы. 

Делая на черновике наброски после первого прослушивания текста, старайтесь записать те слова, словосочетания, на которые вы обратили внимание как на особенно яркие, выразительные. Обращаем ваше внимание на то, что, хотя при написании изложения нет требования обязательного сохранения стилевых особенностей авторского текста, ключевые авторские определения каких-либо фактов должны быть сохранены: иногда замены их синонимами могут привести к искажению смысла высказывания. Форма записей полностью зависит от желания пишущего, однако обычно обязательно фиксируются имена собственные, даты и, конечно, ключевые слова. Советуем делать свои записи с пробелами между строк, чтобы было место для дополнения информации.

Второе прослушивание

Во время второго прослушивания вы должны уточнить, конкретизировать первоначальную информацию, внести дополнения или изменения в предварительные записи. Кроме того, корректируется первичный план, проверяется правильность выделения абзацев. Обратите особое внимание на имена собственные, незнакомые географические названия, даты, цитаты, важные для сохранения идеи текста.

После второго прослушивания начинайте восстанавливать текст (заполняйте пробелы в своих записях), пока он ещё свеж в вашей памяти. Составьте, используя свои рабочие записи, подробный план, чтобы прослеживались тема и основная мысль. Определите слова или предложения-«мостики», связывающие абзацы. Затем переходите к компрессии. В идеале нужно применить несколько способов сжатия на всём протяжении текста.

Мы хотим вам показать, как примерно выглядит черновик изложения после двух прочтений. Рассмотрим его подробно.

Исходный текст.

В жизни каждого человека обязательно должна быть одна собака. Собака, которая спасла его от опасности, собака, которая скрасила одиночество. Или просто пробудила к жизни скрытые силы, нежные и трепетные, необходимые, как воздух, насущные, как хлеб, — силы любви ко всему живому. Может быть в жизни человека собака обиженная, побитая.’

В моей жизни собака — это новый, с её помощью открытый горизонт жизни. Новая запевшая струна. Новая возникшая краска. Новые переживания, новые страдания и радости. Собака должна сослужить ещё одну службу человеку — она должна пробудить в сердце ребёнка доброе чувство. Это не моё открытие. Это древнее дивное открытие народа, многих народов. Я открыл открытое для себя заново.

Пробуждение доброго. Это процесс тонкий, требующий большого участия всех общественных сил. Ведь доброе может так и не пробудиться. Может, пробудившись, погибнуть. На первых порах это чувство слабое, хрупкое. Но если помочь ему взойти, дать ему окрепнуть, оно станет великой силой. Тот, кто любит собак, тот сильнее любит людей. В человеке не может быть две жестокости. Жестокость одна. Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Добро, как и зло, неделимо. Оно едино даже в самых своих сложных проявлениях.

(По Ю. Яковлеву) 184 слова

Черновик изложения (реальный):

Как видим, ученик придерживается правила в оформлении текста изложения «Каждое предложение — с новой строки». Здесь показана та стадия работы, когда ключевые слова уже формируют мысль пишущего. Кроме того, есть даже элементы компрессии: в исходном тексте второй абзац начинается серией парцеллятивных предложений, а в изложении ученика ключевые слова каждого из них даны как члены однородного ряда (это объяснимо, ведь он не видит текст). Далее (в третьем абзаце) мы также можем заметить своеобразное «перекраивание» предложений. Это не страшно. Важно, чтобы не утратилась первоначальная, авторская мысль.

Конец черновика изложения настораживает. Уже на этом уровне видно недопонимание, касающееся выводов из рассуждений автора. Здесь может возникнуть смысловая ошибка. Записанное учеником предложение — «Добро и зло неделимо» — можно понять как некое единство добра и зла, то есть невозможность существования первого без второго. Однако смысл предложения Ю. Яковлева другой: добро неделимо и зло неделимо, т. е. доброта в человеке распространяется на всё (в данном случае — если человек любит собак, он любит и Людей). В последнем предложении мы видим совершенное непонимание мысли автора. Конечно, в таком состоянии это предложение остаться не может, а для его восстановления нужно осознание того, что же хотел сказать автор в итоге. Скорее всего, ученик проигнорирует свои конечные записи: последнее предложение нельзя понять без предпоследнего, т. к. вместе они формулируют по сути одну мысль.

 


ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 1-я (сжатое изложение). Тема: Техника написания изложения. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».