ОГЭ для VIP Русский язык Сложности при написании изложений

Сложности при написании изложений

ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 1-я (сжатое изложение). Тема: Сложности при написании изложений. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».


 

Сложности при написании изложений

При проведении анкетирования среди девятиклассников, касающегося выявления сложностей при написании изложения, ученики указывали на следующее:

  • «не успеваю записывать»,
  • «у меня плохая память»,
  • «мешает чужой голос»,
  • «текст плохой попался»,
  • «меня отвлекали»,
  • «просто не умею его писать»,
  • «плохо понимаю, что читают»,
  • «я всё правильно написал, а она …»,
  • «говорят, что у меня проблемы со словарным запасом»,
  • «моя проблема в логических ошибках, но я не понимаю как это»,
  • «я помню только в общем, и получается коротко»,
  • «не могу выделить микротемы»,
  • «каждый раз ощущение, что играешь в испорченный телефон: автор, ты и учитель» и т. п.

Итак, выделим несколько факторов, определяющих сложность выполнения данной работы, и попробуем их прокомментировать.

1. «Чужой голос».

Как известно, экзаменационное изложение пишется на основе прослушанного текста. Текст читает не учитель, к манере чтения которого вы уже привыкли. Обычно жалобы после прослушивания чужого голоса сводятся к тому, что диктор читал быстро, неразборчиво, были непонятны логические ударения, трудно определить абзацы (не делались более глубокие паузы). Конечно, сразу настроиться на восприятие текста, прочитанного незнакомым человеком, чрезвычайно трудно, однако давайте подумаем о том, что в дальнейшей жизни вам часто придётся сталкиваться с этой проблемой. Например, при обучении в институте понадобится умение распознавать речь многих преподавателей, приспосабливаться к манере их говорения и конспектировать (кратко записывать) их речь. Поэтому надо приобрести навык восприятия текстов с чужого голоса.

2. «Плохая память».

Некоторая часть учеников обычно выбирает удобную для себя позицию: у меня плохая память, поэтому не ждите хороших результатов. Как показывает опыт, чаще всего дело вовсе не в памяти, а в нежелании трудиться, развивать свои умения. А если всё-таки дело в памяти, то над ней можно поработать (конечно, не за месяц до экзамена). Существуют многочисленные пособия, сайты, которые помогут вам это сделать, не игнорируйте и школьного психолога, который, опираясь на свою практику, даст вам конкретные советы и рекомендации по развитию памяти.

Психологи, как известно, выделяют два вида памяти — оперативную и долговременную. Оперативная память хранит информацию (в том числе речевую) недолго (10—15 секунд). Затем полученная информация вытесняется новой. Долговременная память хранит информацию намного дольше благодаря её концентрации в образах, смысловых сгустках. Запоминать текст помогают оба вида памяти. Заметки и записи, сделанные после прослушивания текста, активизируют оперативную память, продлевая срок её действия.

Но сложно механически запомнить большой текст без понимания его содержания и структуры, составления плана, то есть тех форм работы, с помощью которых можно задействовать резервы долговременной памяти.

3. «Плохо понимаю».

Конечно, прежде чем браться за изложение, надо чётко понимать, о чём писать. А писать нужно о том же, о чём писал и автор. Первичное осмысление услышанного текста происходит во время прослушивания, поэтому не советуем бросаться записывать всё подряд, вам надо сосредоточиться на главном — теме и идее. После первого прочтения аудиотекста даётся время (3—4 минуты) для того, чтобы вы поняли основную канву авторского рассуждения или повествования. Задайте себе вопросы: «Для чего автор написал этот текст?», «На что он хотел обратить наше внимание?» Ваш ответ будет идеей текста, то есть той призмой, через которую вы будете воспринимать текст во второй раз, теперь уже хорошо осознавая, что в нём главное, а что — второстепенное. Подчёркиваем, что при первом прослушивании определить это не всегда возможно. Ключом к пониманию текста, к определению основной мысли часто бывают первые предложения. Это могут быть утверждения («Уважительное и трепетное было у наших предков отношение к озеру», «Сейчас много говорят о милосердии») или вопросы («Что такое искусство и зачем оно человеку?», «Как развивать в человеке совесть?»). На них следует обратить всё своё внимание, не отвлекаясь на «чужой» голос. В свою очередь, определить микротемы помогают первые фразы каждого абзаца, именно они чаще всего выражают обобщающие суждения автора. Если вы пропускаете какие-то важные мысли исходного текста (микротемы), не чувствуете авторское отношение к проблеме текста, то вы невольно искажаете авторский замысел, а значит, суть текста вами не понята.

4. «Испорченный телефон».

Все, наверное, помнят эту забавную игру из детства. Ведущий говорит слово на ухо первому участнику, тот так же второму и т.д. Последний предъявляет ведущему то слово, которое он услышал от предпоследнего. Часто слова, названные ведущим и последним участником, не совпадают, что, собственно, и является комичным. Но это игра. А теперь представьте, что над вашим изложением смеётся проверяющий (случай далеко не редкий).

Вряд ли это вас обрадует. Итак, текст прослушан и даже (как вам кажется) понят. Но этого мало. Надо верно передать мысль автора в изложении. Исказить её может нарушенная логика вашего повествования (т.е. несоблюдение временных и причинно-следственных отношений), неверно выбранное слово (в несвойственном ему значении), неудачные сочетания слов и др. Кроме того, некоторые выпускники, желая вступить с автором в диалог, искренне рассказывают о своих жизненных впечатлениях, поддерживая авторскую мысль или опровергая её. Помните, что от вас требуется изложение только того материала, который дан в аудиотексте, другими словами, ничего такого, чего нет в исходном тексте, в изложении быть не должно. В противном случае вас накажут сниженным баллом.

5. «Не успеваю записывать».

Чтобы успевать, во-первых, записывайте только то, что действительно важно, является своеобразным стержнем содержания. Во-вторых, вам надо позаботиться о том, чтобы разработать свою систему сокращений (это пригодится вам не только на экзамене по русскому языку, но и в дальнейшей учёбе). Обратите внимание, например, на оформление сокращений в словарях или энциклопедиях. Слово, подлежащее разъяснению, сокращено до одной буквы: например, язык — Я., мышление — М., и в течение всей статьи оно оформляется первой литерой. Такой буквой при записи в черновик можно обозначить слово, являющееся темой текста.

Можно сократить средние части многосложных слов, например, человечество — чел-во, существование — сущ-е и т.д. В контексте такие сокращения вы разгадаете без труда. Можно заменять словосочетания словами-синонимами: хранит в памяти — помнит, испытывал страх — пугался (страшился).

Для экономии времени вместо слов можно использовать и знаки, например, примерно (≈), который (~), меньше (<), больше (>), равный (=) и т.п.

Если вы владеете ассоциативным конспектированием или другой альтернативной техникой оптимизации информации —, прекрасно, но не усложняйте свою запись сверх необходимости. В стрессовой ситуации расшифровка собственных условных обозначений может вызвать трудности и занять драгоценное время.

ВЫВОДЫ.

Итак, сжатое изложение проверяет:

  • умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;
  • умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
  • умение письменно передавать обработанную информацию.

Проверка этих трёх основных умений лежит в основе системы критериев оценивания изложения.

При выполнении задания первой части вы должны продемонстрировать следующие умения и навыки:

  • верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;
  • правильно выделять макро- и микротемы;
  • владеть навыками компрессии (сжатия) текста;
  • логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы компрессии;
  • выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы;
  • строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме.

Надеемся, основные принципы и этапы работы по написанию сжатого изложения вы уже изучили. Предлагаем вам рассмотреть различные способы компрессии на примере нескольких текстов.

 


ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 1-я (сжатое изложение). Тема: Сложности при написании изложений. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».