ОГЭ для VIP Литература Понятие художественного образа в литературе

Понятие художественного образа в литературе

Для выполнения данного задания ОГЭ по литературе нужно

  •  знать:
    — содержание понятия «образ»;
  •  понимать:
    — цель художественного творчества;
    — цель образного воспроизведения картины мира в художественном произведении;
    — отличие образного воспроизведения картины мира в художественном произведении от реального, объективного её описания;
    — образную природу отличий в воспроизведении картины мира в разных литературных произведениях;
  •  уметь:
    — анализировать средства создания образа, связывать особенности создания образа с целостным замыслом автора.

 

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

 

Понятие художественного образа

Образ — основное понятие искусства:

  • форма представления мира, его истолкования и изучения;
  • явление, которое творчески воссоздаётся в художественном произведении его автором.

Образ похож на реальный объект и отличается от него. Образ принадлежит к виртуальному, иллюзорному, иногда идеальному миру художественного произведения. В образе не просто отражаются, но и обобщаются черты явлений реального мира. В образе подчёркиваются наиболее устойчивые, сущностные свойства отражённых явлений. Например, рисуя образ Герасима (рассказ И. С. Тургенева «Муму»), Тургенев исследовал и отразил важные процессы, которые происходили в России второй половины XIX века: отношение дворян к крестьянам, униженное положение народа.

Вам, может быть, известен факт, что дворник, служивший у матери писателя, получив приказ барыни утопить свою собаку, выполнил его, но не покинул жестокую помещицу. Тургенев же заканчивает рассказ иначе. Рисуя образ Герасима, он показывает, как его герой обретает чувство собственного достоинства, свободы. Не вынесший жестокой травли и унижения человеческого достоинства, он почувствовал внутреннюю силу, ощутил внутреннее право распорядиться своей судьбой.

Перед читателем возникает образ одного из представителей русского народа, человека духовно сильного, независимого. О чести и человеческом достоинстве — качествах, которые И. С. Тургенев видел в русских людях (как видел и другое — дворового, развращённого крепостным правом, бездельника, нечистого на руку человека), он пишет в рассказе «Муму». Уход Герасима в деревню стихийный и закономерный. Стихийный потому, что не связан ни с какими философскими, свободолюбивыми суждениями Герасима, а закономерный потому, что отражает настроение, состояние простых людей, которое может обернуться протестом, даже бунтом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
Образ в отличие от абстрактных моделей и научных понятий не интеллектуальная схема, он наделён неповторимой индивидуальностью, воплощён в линиях, цветах, формах, звуках. Создавая образ, писатель, художник, скульптор, художественно преобразуют реальный объект. В образе может фиксироваться не только то, что есть в реальной жизни, но и возможное, потенциальное. Богатство художественного образа определяется его многозначностью, обилием его предметно-смысловых связей как внутри, так и за пределами текста.

Художественный образ создаётся при участии воображения, фантазии, вымысла, он не зеркальное отражение, а картина, пропущенная сквозь призму субъективного восприятия автора. Например, образ Ивана Грозного и его опричников в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» отличается от аналогичных образов в исторической повести А. К. Толстого «Князь Серебряный», хотя образ времени в том и другом произведении воссоздан мощно и правдиво. Соединение единичного и общего, объективного и субъективного, реального и возможного — важнейшие черты художественного образа.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
Образность — главная особенность всех видов искусства. Художник «мыслит» образами: свой конкретный замысел он преобразует в сюжет и рисует образную картину, воссоздающую его идею.

Какова же специфика литературного образа? Она определяется особенностями литературы как искусства слова. Писатель, поэт создаёт словесный образ. В отличие от зрительного (в живописи или скульптуре) художник слова лишь направляет воображение читателя. В сознании каждого возникает свой неповторимый, индивидуальный образ предмета или явления. Однако «смысловое ядро» образа сохраняется: оно задано автором.

Словесный образ сложный и богатый. Он обладает фонетической изобразительностью. Это вы ощущаете, когда кто-то выразительно читает вслух: между лексическим значением слова и его звуковым обликом устанавливаются ассоциативные связи. Хороший читатель почувствует звукопись (аллитерацию, ассонанс, звукоподражание), остановится и задумается над выразительным эпитетом и т. д. Образ многоликий и многосоставный, он включает все моменты действительной и духовной реальности, соединяет субъективное с объективным, единичное с общим, идеальное с реальным.

Искусство так же, как и наука, является способом познания мира, но если наука оперирует бесстрастными исследованиями фактов и явлений, искусство, исследуя их, даёт им оценку и определяет их нравственное содержание. «Таким образом, оказывается, что поэзия или искусство есть особый способ мышления, который в конце концов приводит к тому же самому, к чему приводит и научное познание… но только другим путём. Искусство отличается от науки только своим методом, то есть способом переживания», — писал один из исследователей искусства с точки зрения психологии Л. С. Выготский.

Художественная литература — это вид искусства. Литература, как и всякое искусство, — результат образного осмысления действительности, изображение действительности, а не сама действительность. Средством изображения мира в художественной литературе является слово: создавая художественную действительность, художественная литература, в отличие от других видов искусства (музыки, живописи, танца), в качестве материала использует естественный язык, с другими видами искусства художественную литературу сближает то, что мир в произведениях художественной литературы представлен образами.

Читателю необходимо разобраться в понятии «образ», если он хочет усвоить правильный, продуктивный тип чтения, позволяющий приблизиться к пониманию авторского замысла, авторской позиции, к пониманию системы ценностей, представлений о мире того или иного автора.

Понятие образа исследуется различными науками — философией, психологией, искусствоведением.

С точки зрения литературоведения художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов.

Образ — это также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

образ таблица

С образами имеют дело не только художники. Каждый человек умеет что-то вообразить, представить, соотнести представляемое с предыдущим жизненным опытом, домыслить.

В образе присутствует обобщённое начало. Что это означает? Автор создаёт неповторимый образ, обладающий яркими индивидуальными чертами. Однако этот образ создаётся на основе наблюдений над жизнью, и через образ автор указывает и на закономерности жизненного процесса, которые способствуют становлению людей именно такого типа. Например, какие закономерности жизненного процесса заставили появиться людей, подобных Чацкому из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Победа России в Отечественной войне 1812 года вызвала общественный подъём в стране. Это была общая победа народа, все сословия России объединились в борьбе с врагом. Основная тяжесть боевых действий легла на плечи солдат, в основной своей массе до призыва в армию это были люди из крестьянского сословия, из крепостных. После войны устойчивым было мнение, что теперь в награду и благодарность за победу царь освободит народ от крепостной зависимости. Однако этого не произошло. Людей прогрессивных, мыслящих гуманно, возмущал сам факт того, что один человек владеет другим, их чувство справедливости протестовало против того, что один человек бесчинствует по отношению к другому: может его продать, наказать, унизить и при этом считать свои действия законными. По мнению этих людей, Россия могла жить подобно европейским государствам на основе равенства всех сословий, гарантированных Конституцией — единого для всех закона. Справедливость, честность, неподкупность провозглашались этими людьми как главные принципы общественной жизни. В обобщённом виде такой тип людей представлен в образе Чацкого.

Мнение этих людей было принято враждебно теми, кто мыслил консервативно, кто хотел сохранить старые порядки: крепостное право, возможность использовать служебное положение в личных целях и связи с высокопоставленными людьми. В прогрессивно мыслящих людях консерваторы увидели угрозу существующим порядкам. Один из таких консерваторов показан в образе Фамусова.

По-новому прогрессивно мыслящие люди посмотрели и на вопросы семьи. Любовь, а не выгода должна быть основой семейного союза. Девушке хотелось самой найти избранника. Эти приметы времени отражены Грибоедовым в образе Софьи: не Скалозуб, а Молчалин занимает её мысли.

Новые явления времени Грибоедов отразил и в образе Молчалина. Он, безродный и неимущий, сумел найти подход и к Фамусову, и к старухе Хлёстовой, то есть к тем, с кем ему выгодно иметь дело. Он циничен, бесчестным путём, обманом, хитростью добивается своей цели, обманывает доверие девушки. Вот почему писатель М. Е. Салтыков-Щедрин назвал Молчалина «самым страшным человеком русского общества».

Так, образ индивидуального человека приобретает обобщённый характер, в его создании участвует художественный вымысел (писатель отбрасывает случайные подробности, добавляет черты, проясняющие в образе то, что он считает важным). Вымысел усиливает обобщённое значение образа. Обобщающее значение образа неотделимо от представления писателя об идеале, подчёркивает в образе то, что помогает утверждению этого идеала или противоречит ему.

Поскольку человек существует не изолированно, а находится в тесной связи с миром природы, миром животных, вещным миром и пр., постольку для его изображения писателю необходимо раскрыть и эти связи, показать человека во всех его взаимодействиях со всеми сторонами жизни в целом, иначе человек будет выглядеть обеднённо и неестественно. Тем самым перед писателем встаёт задача показать человека в окружающей его общественной, природной, вещной и др. среде, в которой он реально находится, воспроизводя её с достаточной степенью полноты и образно. В этом смысле образ представляет собой не только изображение человека — он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит человек, но которая включает в себя и всё то, что в жизни его окружает. Поэтому мы можем определить образ как картину человеческой жизни, созданную при помощи вымысла, индивидуализированную, обобщённую и имеющую эстетическое значение.

Следует иметь в виду, что в конкретном художественном произведении человек показывается в ряде моментов своей жизни, в пересечении со многими другими людьми, поэтому при изучении литературного произведения не всегда легко прямолинейно отделить один образ от другого, перед нами возникают различные стороны того или иного образа, он встречается в различных эпизодах одновременно с другими образами. Образ проявляется в произведении очень разносторонне.

Для создания образа имеет значение и каждый фактор, который отбирает автор, и каждая деталь. Если это образ человека, то важно его имя (например, в романе А. С. Пушкин «Евгений Онегин» героев зовут Евгений и Татьяна; имя Евгений означает «благородный», именем подчёркивается петербургское, светское происхождение героя; в простонародном имени Татьяна — связь с народным миросозерцанием), происхождение (петербургский дворянин Евгений и поместная дворянка Татьяна), место рождения (Санкт-Петербург, столица империи — место рождения Онегина и далёкая русская деревня — место рождения Татьяны), воспитание (аббат-француз и русская крепостная крестьянка — воспитатели Онегина и Татьяны), портрет, одежда, кухня, привычки, пристрастия, мысли и только в последнюю очередь поступки, потому что поступки обусловлены всем вышеперечисленным. Все эти подробности А. С. Пушкин придумал, создавая образы своих героев, однако более для создания образа важен не сам вымысел, а отбор вымышленных деталей. Л. Я. Гинзбург назвала их элементами. По мнению этого выдающегося литературоведа, «для эстетической значимости не обязателен вымысел, но обязательна организация — отбор и творческое сочетание элементов, отражённых и преображённых словом».

Автор, создавая образ героя (образ героя-персонажа-человека), показывает его во взаимосвязи с другими людьми, с обществом, его отношение к жизни (цели его жизни), смерти (как умирает или как относится герой к смерти как явлению или к смерти другого человека), природе, любви, искусству, Богу, народу; показывает его портрет, интерьер его дома, особенности речи; рассказывает его предысторию, передаёт оценки других героев, самого героя, свою, авторскую.

Представим процесс создания образа на схеме:

образ схема

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
Материальным носителем образности в художественной литературе является слово, речь. Поэтому, чтобы глубоко вникнуть в то, как художник создаёт образ, необходимо обратить внимание не только на факты, детали, подробности, которые отбирает автор, но и на средства художественной изобразительности.

Прочитаем отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Выделены средства художественной изобразительности, помогающие создать образ канцелярии:

Приятели не взошли, а взбежали по лестнице <…>. Ни в коридорах, ни в комнатах взор их не был поражён чистотою. Тогда ещё не заботились о ней, и то, что было грязно, так и оставалось грязным, не принимая привлекательной наружности. Фемида просто, какова есть, в неглиже и халате принимала гостей. Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам. Если и случалось ему проходить их даже в блистательном и облагороженном виде, с лакированными полами и столами, он старался пробежать как можно скорее, смиренно опустив и потупив глаза в землю, а потому совершенно не знает, как там всё благоденствует и процветает. Герои наши видели много бумаги, и черновой, и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив её почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом, нажившим себе и детей и внуков под его покровом, да слышались урывками короткие выражения, произносимые хриплым голосом: «Одолжите, Федосей Федосеевич, дельцо за № 368!» — «Вы всегда куда-нибудь затаскаете пробку с казённой чернильницы!» Иногда голос более величавый, без сомнения одного из начальников, раздавался повелительно: «На, перепиши! а не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши». Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями.

Создавая образ губернской канцелярии, подчёркивая бюрократизм делопроизводства, бездушие чиновников, Н. В. Гоголь подбирает соответствующие задаче детали: например, пишет не человек, одетый в светло-серую куртку, а сама куртка; видны в канцелярии не люди, их глаза, а головы, широкие затылки, фраки, сертуки; описывая скрип перьев по бумаге, Гоголь использует гиперболу и сравнивает звук от письма с хрустом хвороста и шорохом опавших листьев, по которому едет телега.

Во многих научных трудах, посвящённых исследованию образа, встречается мысль о чувственной природе образа. Слово «чувственный» означает «воспринимаемый органами чувств (зрением, слухом, осязанием)».

Чувственная природа образа особенно проявляется в поэзии.

В поэтический образ нельзя вкладывать чисто зрительное содержание (то, что поэт что-то изобразил, описал, например, «красоту осеннего дня», «красоту родной природы» и пр., очень часто говорят школьники). Это очень поверхностное, узкое понимание поэтического образа, уподобляющее образ некой наблюдаемой кем-либо картине.

Далеко не в каждом произведении зрительные образы имеют первостепенное значение. Возьмём, к примеру, стихотворение А. Н. Майкова «Весна! Выставляется первая рама…»:

Первая строфа этого стихотворения передаёт чисто звуковые образы, «шум».

Во второй строфе говорится о внутреннем состоянии лирического героя, и оно складывается из каких-то предыдущих ощущений и представлений, куда вошли и осязательные, и мускульно-двигательные, и обонятельные впечатления: повеяло жизнью и волей, хочется в поле. Зрительный образ здесь один: даль голубая. Важно обратить внимание на то, из какой точки пространства (а в стихотворении очевидно воссоздано пространство комнаты) может быть замечена даль голубая. Это может быть осуществимо только снизу вверх, из глубины комнаты, из позиции лёжа. Даль голубая видна в окне лежащему человеку. Когда читатель улавливает это, тогда становится обусловленным для него и обилие звуковых образов в первой строфе, и наличие двух безличных предложений во второй (повеяло жизнью и волей, хочется в поле), и подчёркнуто прекрасный образ весны.

Стихотворение А. Н. Майкова как нельзя лучше показывает чувственную природу образа. Образ не есть предмет. Образ указывает на внутреннее переживание предмета или явления (весны, к примеру), даёт возможность внутренней жизни поэта отразиться в предмете. В образе и писатель, и читатель переживают изображаемое.

Необходимо также иметь в виду, что образы поэзии — словесные образы, в которых слились и логическое значение слова, и заложенная в нём эмоция, и его ритм, и его звучание (ворвавшийся в комнату шум передан повтором звуков бл, вр, с).

Чувственную природу образа отразил поэт XIX века К. К. Случевский в стихотворении, посвящённом героине «Слова о полку Игореве» Ярославне:

Сравнивая фрагменты из научных работ о художественном образе со стихотворением К. К. Случевского, мы можем сказать о преимуществе именно образного мышления и его воздействия на читателя.

В рамках научного исследования можно долго рассуждать о выразительности художественного образа, а можно, как К. К. Случевский, вспомнить образ княгини Ярославны из «Слова о полку Игореве», чтобы понять, как образное слово оживает в нашей душе, как в читательском воображении возникает крепостная стена города Путивля, стоящая на ней плачущая, взывающая к силам природы Ярославна. Лирический герой стихотворения пытается противостоять чарам искусства и велит всем песням замолчать. Но Ярославна уже запечатлелась, заняла своё место в нашем сознании как образ ждущей жены, ставшей воплощением женской красоты и верности.

Тогда рифмы и стихи, художественные образы оказываются не вздором, а запечатлеваются культурной памятью, которую не способен воссоздать научный текст.


Вы смотрели «Понятие художественного образа в литературе»

Выберите дальнейшее действие:

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ