ОГЭ Русский язык Часть 1. Информация для учителя | ОГЭ для VIP

ОГЭ Русский язык Часть 1. Информация для учителя

ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 1-я (сжатое изложение). Тема: Информация для учителя (о воображении и восприятии). Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».


 

ОГЭ Часть 1. Информация для учителя

(о воображении и восприятии)

Каждый учитель, основываясь на своём опыте по обучению написанию изложения, предлагает своим ученикам некий алгоритм, который призван оптимизировать данную работу. На сегодняшний день создано множество методических разработок, организующих эту учебную деятельность. Но результаты экзамена говорят о том, что вопрос об эффективности подготовки выполнения этого задания остаётся открытым.

В новой школьной реальности учителя в поисках эффективных приёмов работы для подготовки выпускников к экзамену всё чаще обращаются к важнейшим составляющим, относящимся не только к области лингвистики, но и психологии. На наш вопрос девятиклассникам «От чего зависит успех написания изложения?» практически все ответили: «От памяти». Память — важнейшая высшая психическая функция, без которой немыслим процесс обучения как таковой. Но память не единственный «участник» познания и отражения мира. Есть и другие психические функции, также активно работающие на поле учебной деятельности. На некоторые из них мы бы хотели обратить ваше внимание — восприятие и воображение. С опорой на эти функции можно выстроить собственную методику по обучению написанию изложения.

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Сегодня можно встретить разработки, помогающие учащимся понять и запомнить текст с привлечением воссоздающего воображения. В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, воссоздающее нацелено на создание образов, соответствующих словесному описанию. Воссоздающее воображение помогает «видеть и слышать» то, о чём говорится в тексте.

Воссоздающее воображение — это субъективное иоле видения, мысленный экран, который можно развивать до удивительной степени. Развитие воссоздающего воображения важно не только само по себе, но и в связи с вниманием, запоминанием, эмоциями, самоконтролем, а главное — пониманием. Не представив созданную писателем картину, ученик во многих случаях не может не только запомнить, но и понять текст. Следовательно, учитель должен научить ребёнка воспринимать текст как бы внутренним взором, погружаясь в содержание.

Воссоздающее воображение «работает» со знаковыми системами: словесной, числовой, графической, нотной и др. Основой воссоздания являются знания конкретного человека. Качество воссоздания определяют несколько факторов:

  1. исходная информация, на основе которой развёртывается воссоздание;
  2. количество и качество знаний человека (фактических, чувственных). Обширность знаний, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;
  3. установка. Эмоциональное состояние часто мешает воссозданию образов, человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчётливо сконструировать содержание текста.

Восприятие — это процесс познания целостных, сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных в сознании человека в виде образов. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации всех людей условно делят на 4 категории: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты. Из представленных категорий относительно нашего направления работы нас интересуют только первые две: визуалы (люди, воспринимающие информацию приоритетно с помощью зрения) и аудиалы (люди, воспринимающие информацию приоритетно с помощью слуха).-От того, какой канал у ребёнка ведущий, зависит освоение им многих важных навыков, в том числе и тех, которые требуется предъявить на экзамене.

По нашим наблюдениям, лучше осваивают изложение аудиалы. А у визуалов проблема со слуховой памятью, при восприятии текста они представляют картинки, поэтому с такими детьми очень эффективна организация работы над так называемым умственным рисованием, т. е. необходимо научить их, слушая, рисовать в своём воображении образы. Для таких учащихся полезна работа по составлению схем к тексту или цепочки из ключевых слов (некоторые используют даже рисунки). Аудиалы лучше рассказывают, чем пишут. Часто они не могут восстановить предложение по ключевому слову. Надо сказать, что различия между этими двумя категориями детей видны даже в поведении: ребёнка-визуала трудно отвлечь от его занятия, аудиалы чаще всего отвлекаются на различные звуки (например, после экзамена дети обычно жалуются, что им мешало сосредоточиться, например, чириканье воробьёв за окном или разговоры в холле).

Полагаем, что в учительской работе необходимо использовать все возможные ресурсы для достижения учебной цели, и психология даёт возможность организовать работу по подготовке к изложению с большей эффективностью.

Одним из важнейших показателей осмысленного переложения текста учащимися является способность выделять его главную мысль, отделять существенное от несущественного. По данным экспертов, это могут сделать не более 20% выпускников. Какими бы ни были причины дефектов восприятия, учителю необходимо организовать специальную работу, чтобы повысить этот процент. Другими словами, надо учить размышлять над услышанным, делать выводы. Механическое запоминание всегда проявляется в изложении. Эксперты отмечают в таких работах смещённые смысловые акценты, что приводит даже к искажению основной мысли исходного текста и ошибочному абзацному членению, обилие незначимого материала, в котором «вязнет» пишущий.

Хотелось бы несколько слов сказать о жалобах учителей, готовящих девятиклассников к экзамену, на необъективность оценивания, и именно первой части экзамена. Наверное, сегодня это самый больной вопрос ОГЭ. Как известно, разработанная система критериев оценивания изложения призвана если не упразднить, то свести к минимуму пресловутый человеческий фактор (речь идёт о выпускающих предметниках). Схема проста: есть эксперты — специалисты, приглашённые для независимой оценки сформированных языковых компетенций выпускников, и есть критерии оценивания — тот ключ, при помощи которого эти компетенции определяются экспертами. Критерии опубликованы (то есть известны и учителям, и ученикам). Следовательно, первое, что надо сделать учителю, — досконально изучить их вместе со своим классом. Считаем, что экзаменационная система оценивания в 9-м классе должна быть перенесена учителем и в классную работу, то есть при оценивании изложений обычную пятибалльную систему использовать нецелесообразно. Дети должны успеть перестроиться или, лучше сказать, настроиться на другую шкалу.

Проблема субъективности при проверке письменных работ учащихся действительно существует, даже несмотря на то, что критерии оценивания изложения разработаны очень подробно. Одно и то же изложение, проверенное разными специалистами, часто оценивается ими по-разному (причём разногласия касаются всех трёх критериев). На экзамене для решения этой проблемы используется известный подход — одну экзаменационную работу проверяют два эксперта. При несогласиях в оценивании они могут привлечь третьего, например председателя экспертной комиссии. Обычно спорные моменты решаются в пользу ученика.

Недовольство некоторых учителей вызывает также и записанный текст для изложения — «слишком быстрая скорость чтения», «дети не успевают ничего записать». Тут, как говорится, смотря с чем сравнивать. Не секрет, что сложившаяся многолетняя практика написания изложения (задолго до формата ОГЭ) предполагала медленное чтение, а инструкция учителя сводилась к одному: записывать вслед за читающим как можно больше слов. Поэтому введение нового требования в процедуру экзамена — выполнение задания с записанного аудиотекста — вызвало волну непонимания и даже негодования как со стороны учеников, так и со стороны учителей. Полагаем, решение использовать уже записанный звучащий текст верное, так как это помогает сделать условия для участников экзамена равными, а результаты — объективными. Скорость чтения текстов нормативная, вполне достаточная для того, чтобы каждый выпускник мог воспринять информацию, содержащуюся в тексте, и переработать её. Ещё раз обратим внимание на ненужность и часто даже вредность записей всего подряд при первом прослушивании. Нацеливать детей нужно на понимание текста в целом, на его особенности (структурные, речевые), взгляд автора. Понятый текст легко восстановить.

 


ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 1-я (сжатое изложение). Тема: Информация для учителя (о воображении и восприятии). Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».