ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 2-я (тесты). Задание 8. Лексический анализ. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
Задание 8.
Лексический анализ: определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов. 1 балл
При выполнении заданий №№ 6—8 вы работаете с большим текстом, как правило, художественным.
Найдите в предложениях 15—26 разговорный синоним к слову ОЧЕНЬ.
Выпишите этот синоним.
ОТВЕТ: ______
КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ
⇒ 1. Внимательно прочитайте задание и установите:
- какую лексическую единицу вам надо найти в тексте — синоним, антоним, слов& или фразеологизм с заданным значением и пр.;
- какую окраску имеет заданное слово (разговорную или книжную) — эта информация обычно есть в задании;
- какое значение имеет заданное слово.
В задании указывается номер предложения, из которого взято слово. Не поленитесь отыскать это предложение в тексте. Зачем это нужно? Покажем на конкретных примерах.
ПРИМЕР 1. Слово страшно в предложении «Мне страшно!» имеет значение испытывать чувство страха, а в предложении «Он был страшно красив» оно употреблено со значением очень.
ПРИМЕР 2. Подберите синоним к слову «заехать». Можно заехать в магазин, на дачу (= приехать ненадолго, по пути), а можно заехать в нос (= ударить). Поэтому подбирать синонимы нужно в зависимости от контекста — от того значения, которое заданное слово имеет в тексте и прежде всего — в словосочетании.
⇒ 2. Какие ещё слова при терминах могут использоваться в этом задании? Это пометы, характеризующие стилистическую окраску снова и употребляемые в словарях:
- разговорное,
- просторечное,
- устаревшее,
- книжное,
- стилистически нейтральное.
⇒ 3. Из этого ряда только помета просторечное свидетельствует о том, что слово принадлежит к нелитературной городской речи и придаёт ей, как правило, грубоватый, пренебрежительный, шутливый или иронический оттенок. В КИМ можно встретить достаточно много просторечных слов, которые, в художественных текстах являются стилистическим средством выразительности и речевой характеристики героев: драпать, вдосталь, сперва, приваживать, сулить, сдуру, пырнуть, смекнуть.
⇒ 4. Пометы книжное, высокое означают, что слово характерно для письменного книжного изложения, придаёт речи оттенок приподнятости, торжественности, например: смежить, благоговейный, очи.
⇒ 5. Помета устаревшее указывает на то, что слово является архаизмом, т.е. редко употребляемым в современной речи. Как правило, эти слова имеют повышенную стилистическую окраску и легко заменяются более современными синонимами: ныне (сейчас), родичи (родственники), дитя (маленький ребёнок).
⇒ 6. Иногда в КИМ используются слова разговорные: писанина, щуплый, захихикать, ввязаться, вышвырнуть, соврать, вздор, спохватиться, к которым предлагается найти стилистически нейтральный синоним.
Не используйте разговорные слова, если надо найти или подобрать стилистически нейтральный синоним. Например, вас просят заменить просторечное слово бедолага стилистически нейтральным синонимом, а вы пишете в ответе слово бедняга, которое является разговорным. Такой ответ будет ошибочным.
Перейти к другим заданиям части 2 ОГЭ:
Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7
ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 2-я (тесты). Задание 8. Лексический анализ. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».