ОГЭ по русскому языку. Задание 8 | ОГЭ для VIP

ОГЭ по русскому языку. Задание 8

ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 2-я (тесты). Задание 8. Лексический анализ. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».


 

Задание 8.

Лексический анализ: определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов. 1 балл

При выполнении заданий №№ 6—8 вы работаете с большим текстом, как правило, художественным.

 

Задание 8. Лексический анализ

Найдите в предложениях 15—26 разговорный синоним к слову ОЧЕНЬ. 

Выпишите этот синоним.

ОТВЕТ: ______

Посмотреть ОТВЕТ

Ответ:

 

КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

⇒ 1. Внимательно прочитайте задание и установите:

  • какую лексическую единицу вам надо найти в тексте — синоним, антоним, слов& или фразеологизм с заданным значением и пр.;
  • какую окраску имеет заданное слово (разговорную или книжную) — эта информация обычно есть в задании;
  • какое значение имеет заданное слово.

В задании указывается номер предложения, из которого взято слово. Не поленитесь отыскать это предложение в тексте. Зачем это нужно? Покажем на конкретных примерах.

ПРИМЕР 1. Слово страшно в предложении «Мне страшно!» имеет значение испытывать чувство страха, а в предложении «Он был страшно красив» оно употреблено со значением очень.

ПРИМЕР 2. Подберите синоним к слову «заехать». Можно заехать в магазин, на дачу (= приехать ненадолго, по пути), а можно заехать в нос (= ударить). Поэтому подбирать синонимы нужно в зависимости от контекста — от того значения, которое заданное слово имеет в тексте и прежде всего — в словосочетании.

⇒ 2. Какие ещё слова при терминах могут использоваться в этом задании? Это пометы, характеризующие стилистическую окраску снова и употребляемые в словарях:

  • разговорное,
  • просторечное,
  • устаревшее,
  • книжное,
  • стилистически нейтральное.

⇒ 3. Из этого ряда только помета просторечное свидетельствует о том, что слово принадлежит к нелитературной городской речи и придаёт ей, как правило, грубоватый, пренебрежительный, шутливый или иронический оттенок. В КИМ можно встретить достаточно много просторечных слов, которые, в художественных текстах являются стилистическим средством выразительности и речевой характеристики героев: драпать, вдосталь, сперва, приваживать, сулить, сдуру, пырнуть, смекнуть.

⇒ 4. Пометы книжное, высокое означают, что слово характерно для письменного книжного изложения, придаёт речи оттенок приподнятости, торжественности, например: смежить, благоговейный, очи.

⇒ 5. Помета устаревшее указывает на то, что слово является архаизмом, т.е. редко употребляемым в современной речи. Как правило, эти слова имеют повышенную стилистическую окраску и легко заменяются более современными синонимами: ныне (сейчас), родичи (родственники), дитя (маленький ребёнок).

⇒ 6. Иногда в КИМ используются слова разговорные: писанина, щуплый, захихикать, ввязаться, вышвырнуть, соврать, вздор, спохватиться, к которым предлагается найти стилистически нейтральный синоним.

Не используйте разговорные слова, если надо найти или подобрать стилистически нейтральный синоним. Например, вас просят заменить просторечное слово бедолага стилистически нейтральным синонимом, а вы пишете в ответе слово бедняга, которое является разговорным. Такой ответ будет ошибочным.

Перейти к другим заданиям части 2 ОГЭ:

Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7

 


ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 2-я (тесты). Задание 8. Лексический анализ. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».