ОГЭ по русскому языку. Задание 2 | ОГЭ для VIP

ОГЭ по русскому языку. Задание 2

ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 2-я (тесты). Тема: Задание 2. Синтаксический анализ. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».


 

Задание 2. Синтаксический анализ

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. 1 балл.

 

Задание 2. Синтаксический анализ.
 Прочитайте текст:

(1)В природе существуют зоны, где практически нет растительности. (2)Такие природные зоны называют пустынями. (3)0ни есть на всех континентах земного шара и занимают около 11 % поверхности суши (около 16,5 млн кв. км). (4)Обязательное условие для формирования пустыни на поверхности земли — неравномерное распределение тепла и влаги. (5)Пустыни образуются там, где выпадает мало осадков и преобладают сухие ветры. 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  • 1) нет (предложение 1)
  • 2) называют (предложение 2)
  • 3) они есть (предложение 3)
  • 4) условие для пустыни — распределение (предложение 4)
  • 5) выпадает мало осадков (предложение 5)

ОТВЕТ: ______

Посмотреть ОТВЕТ

Ответ: 125

 

КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

1. Это задание, если вы внимательно прочитали формулировку, предполагает несколько ответов — как минимум два. Несомненно, оно является одним из самых сложных во всей работе.

Вам предлагается небольшой связный текст и пять вариантов ответов, в которых приводятся грамматические основы отдельных простых предложений или частей сложных предложений текста. В вариантах ответов даны в скобках номера предложений, из которых взяты основы. Невозможно указать правильные ответы, если не соотносить грамматические основы с предложениями, а просто искать среди них те, которые похожи на подлежащее и сказуемое. Прочитав параграф до конца, вы поймёте почему.

Помните о том, что, во-первых, предложение может быть односоставным (обычно сказуемым, поэтому подлежащего в нём не будет) и, во-вторых, главные члены могут быть однородными, то есть несколько подлежащих при одном сказуемом или несколько сказуемых при одном подлежащем.

Приведём примеры односоставных предложений, в которых нет подлежащего:ОГЭ по русскому языку. Задание 2

2. При выделении подлежащего ищите слово, которое обозначает производителя действия. И это слово стоит только в именительном падеже (исключение составляют подлежащие, выраженные словосочетаниями, например: три сосны). Часто за подлежащее принимают местоимение мне в безличных предложениях, например: Мне это не нравится. В этом предложении подлежащего нет. Не забывайте о том, что подлежащее может быть выражено несколькими словами.

3. Найдя подлежащее, задайте от него вопрос к сказуемому, ищите слово или слова, которые поясняют подлежащее, сообщают о нём нечто новое.

Самая большая трудность в выделении сказуемого заключается в определении его границ: сколько слов включать в его состав. Это может быть как одно слово (простое глагольное сказуемое), так и два-три слова (составное сказуемое). Сравним примеры:

ОГЭ по русскому языку. Задание 2

Предложения справа содержат составное именное сказуемое — именную часть и глагол-связку, которую легко можно опустить, например: Лес праздничный.

4. Подобная проблема возникает и в том случае, когда в предложении есть два глагола — один в спрягаемой форме, а другой в неопределённой. Сколько слов в таком предложении будет входить в состав сказуемого — два или одно? Рассмотрим примеры:

ОГЭ по русскому языку. Задание 2

Как видим, похожие в обоих примерах формы глаголов являются разными членами предложениями: в первом сказуемое составное глагольное, во втором — простое глагольное, а неопределённая форма (инфинитив) выполняет роль дополнения. В чём же дело? Какой алгоритм использовать для разграничения подобных предложений?

Прежде всего найдите в предложении подлежащее. Это производитель действия, субъект действия. В первом примере подлежащее я, во втором — родители. В предложении может быть и объект (второстепенный член дополнение): в первом примере объекта нет, а во втором есть — меня. А теперь посмотрите, кто выполняет действие, обозначенное неопределённой формой глагола, — субъект или объект. В предложении 1 желание (хотел) выражает говорящий и совершать действие (поступать) будет он же. Следовательно, оба глагола входят в состав сказуемого.

Совсем иная ситуация в предложении 2: родители (подлежащее, субъект действия) заставили (простое глагольное сказуемое) меня (объект), а учиться ведь буду я, т.е. объект. Следовательно, у двух глаголов разные производители действий, поэтому слово учиться не входит в состав сказуемого, а является дополнением (заставили что? учиться).

Такие примеры нередки в наших заданиях и в КИМ. Будьте внимательны!

 

Перейти к другим заданиям части 2 ОГЭ:

Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8

 


ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 2-я (тесты). Тема: Задание 2. Синтаксический анализ. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».