Образец выполнения задания 9.1 | ОГЭ для VIP

Образец выполнения задания 9.1

ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 3 (сочинение-рассуждение). Образец выполнения задания 9.1. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».


 

Образец выполнения задания 9.1

Текст:

Образец выполнения задания 9.1

 

Задание 9.1. Образец сочинения

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» (В. Г. Короленко).

Смысл высказывания знаменитого русского писателя я понимаю так: слово, имея определённое лексическое значение, способно передать и мысль, и чувства человека. Особенно внимательны к слову писатели, из нескольких близких по смыслу они выбирают такое, которое наиболее точно отразило бы замысел (идею) их произведения. Примеры этому можно найти и в тексте.

В предложении 4 Приставкин называет похоронки «чёрными листками». Используя парафразу, автор показывает, какие чувства вызывали у детей эти сообщения: страх смерти, страх потерять близкого и любимого человека, может быть, единственного.

В предложении 20 писатель использует слово «звёзды» сразу в двух значениях: одно — в значении «небесные светила», другое — в значении «знак воинского отличия». Мне кажется, что, используя этот приём, автор хотел показать недосягаемость для детей своих отцов, точно такую же, как недосягаемость далёких звёзд.

Оба этих примера помогают читателю понять мысль автора о тяжёлых судьбах детей военного времени. Таким образом, можно утверждать, что высказывание В. Г. Короленко о назначении слова верно.

Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему

  1. Часто сочинения лишены смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
 Важно! Сочинение не должно представлять собой сплошное целое, оно должно быть членимо. Средством выражения члени-мости является абзац. Самое известное членение — трёхчастное: вступление, основная часть, заключение. Нельзя необоснованно выделять предложение или несколько предложений из состава этих частей. 
  1. Отсутствует комментарий выпускника.
  2. Анализируя языковые средства, учащиеся приводят рассуждения на бытовом уровне, что, конечно, не может считаться полноценным анализом какого-либо лингвистического явления. Например, формулировка «Сложноподчинённые предложения делают текст более читаемым и понятным» не конкретна и не научна. Также неудачной считается формулировка «Сложноподчинённое предложение помогает автору увлечь читателя». Это «пустые» фразы, цель которых — набрать необходимый объём.
  3. Путаница в терминологии. Это показатель несформированности знаний о системе языка.
  4. В огромном количестве проанализированных работ нет, на наш взгляд, самого важного элемента: ответа на вопрос, зачем же автору необходимо было использовать заявленные лингвистические явления и приёмы, какую цель он преследовал, следовательно, сочинения приобретают формальный оттенок.

В связи с непониманием требований прокомментировать роль примера-аргумента в тексте мы решили показать, как это можно сделать. Справиться с этим заданием можно, только ответив на вопрос: что же хотел сказать читателю автор, используя те или иные средства языка?

Фактическая ошибка заключается в

  • искажении жизненной правды;
  • неточном воспроизведении книжных источников;
  • неверном названии имён собственных;
  • искажении дат;
  • ошибочном назывании мест событий и др.

 

Перейти к другим комментариям части 3 ОГЭ:

 Основные средства связи между предложениями в тексте  Задание 9.1. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ  Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса  Задание 9.2. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ  Задание 9.3. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ

 


ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 3 (сочинение-рассуждение). Образец выполнения задания 9.1. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Метки: