ОГЭ для VIP Литература Образец выполнения заданий ОГЭ по литературе

Образец выполнения заданий ОГЭ по литературе

СОДЕРЖАНИЕ (быстрый переход по клику) Скрыть

 

Теоретический минимум  Рекомендации к ОГЭ

 


Образец выполнения заданий ОГЭ по литературе

ЧАСТЬ 1-я.

Даётся фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Учащимся предлагается ответить на первый вопрос:

 1.1.1. Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Чтобы понять суть вопроса, надо выяснить смысл ключевых понятий, содержащихся в нём. Ключевыми понятиями вопроса являются следующие: свойства натуры, внутренний монолог.

Начнём с литературоведческого понятия: что такое внутренний монолог? Внутренний монолог — развёрнутое высказывание героя, обращённое к самому себе; окружающие не слышат речь персонажа, которая воспроизводит его мысли и чувства, во внутреннем монологе герой наиболее правдив. Внутренний монолог — литературный (художественный) приём, который автор использует для создания образа героя. Внутренний монолог героя помогает автору показать суть героя.

Чтобы точнее понять, на какой вопрос следует ответить, немного перефразируем задание. Нас спрашивают, какие свойства натуры проявились во фрагменте. Подумаем и попытаемся ответить на следующие вопросы: какими свойствами наделяет автор Чичикова? Облик какого человека создаёт в образе Чичикова? Наделённого какими свойствами? Какие свойства героя проявились в данном фрагменте?

«Славная бабёшка! — сказал он, открывши табакерку и понюхавши табаку. — Но ведь что, главное, в ней хорошо? Хорошо то, что она сейчас только, как видно, выпущена из какого-нибудь пансиона или института, что в ней, как говорится, нет ещё ничего бабьего, то есть именно того, что у них есть самого неприятного. Она теперь как дитя, всё в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеётся, где захочет засмеяться. Из неё всё можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выйдет дрянь! Вот пусть-ка только за неё примутся теперь маменьки и тётушки. В один год так её наполнят всяким бабьём, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмётся и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выйдет просто чёрт знает что!» Здесь он несколько времени помолчал и потом прибавил: «А любопытно бы знать, чьих она? что, как её отец? богатый ли помещик почтенного нрава или просто благомыслящий человек с капиталом, приобретённым на службе? Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из неё бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек. Это бы могло составить, так сказать, счастье порядочного человека». Двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове его, что он внутренно начал досадовать на самого себя, зачем в продолжение хлопотни около экипажей не разведал от форейтора или кучера, кто такие были проезжающие».

Вспомним, что при столкновении экипажей, увидев молоденькую незнакомку, Чичиков был так очарован, что не обратил внимание на бестолковость слуг, растаскивающих экипажи.

Этот момент встречи с незнакомкой говорит о том, что Чичиков может увлечься, забыть на какой-то момент о выгоде, зажить чувством — и это чувство восхищения, восторга перед красотой, нежностью, очарованием. Но Гоголь показывает, как быстро успокаиваются чувства героя. И внутренний монолог Чичикова уже свидетельствует о том, что он снова думает только о выгоде. Его мысли уже не только лишены какой-либо возвышенности, бескорыстия, они циничны и указывают на то, что и отношения с женщиной, и возможная женитьба ценны для него лишь как средство обогащения. Таким образом, внутренний монолог Чичикова показывает, что его натура — это натура человека, стремящегося к выгоде любой ценой, готового использовать неблагородные средства для достижения цели, его прагматизм граничит с цинизмом*, как с цинизмом граничит его вывод о том, что из девушки «выйдет дрянь».

 * Слово «цинизм» обозначает откровенно пренебрежительное отношение как к человеку, так и к принятым нормам морали, правилам поведения в обществе. Циничный человек пренебрежительно относится к достоинству человека, не допускает даже мысли о том, что человек может действовать благородно, по законам чести, бескорыстно.

 

 Второй вопрос:

 1.1.2. С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?

Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он, или просто только что начавший жизненное поприще, — и Боже! чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире.

Вспомним о возрасте Чичикова. Гоголь не даёт ему точного возраста, но говорит, что это человек средних лет, имеющий чин не слишком большой и не слишком малый, то есть человек степенный, осторожный, прагматичный. Сколько бы лет ни было Чичикову, у него уже немалый опыт жизни, он многого пытался достичь. Но средства, которыми он пытался достичь успеха, были подлыми. Утверждая мысль, что подлость не даст человеку счастья и удовлетворения собой, Гоголь поворачивает сюжет таким образом, что всякий раз, как только Чичиков чего-либо добивался, он терял всё и начинал сначала. Романтические порывы уже не свойственны Чичикову, он уже не чувствует поэзии жизни, не увлекается романтической мечтой, как это бывает с двадцатилетним человеком.

Двадцати летний юноша и Чичиков противопоставлены. Чем отличается двадцатилетний человек от человека, старшего его на двадцать с лишним лет? Душа юноши ещё жива, полна надежд и мечтаний, он уверен, что идеал жизни может осуществиться. Душа же Чичикова мертвеет, Чичиков становится всё циничнее и холоднее, и даже тогда, когда сердце его дрогнуло, когда, казалось, он искренне восхищён очарованием и нежностью незнакомки, он недолго пребывает в этом состоянии; миг — и душа его вновь холодна, а расчётливый разум заставляет задуматься о ещё одном способе обогащения — женитьбе на девушке с богатым приданым.

Так упоминанием о двадцатилетнем юноше Н. В. Гоголь ещё раз подчёркивает мысль: погоня за обогащением и жизненным успехом, как его понимает Чичиков и похожие на него дельцы, убивает живую душу человека.

Третий вопрос — задание 1.1.3 предполагает проверку умения сопоставлять различные произведения. Умение сопоставлять, увидеть общее (или различное) в эпизодах разных произведений позволяет более глубоко понять проблему, над которой автор предлагает размышлять читателю, а также найти общее (или различное) в авторских оценках сходных ситуаций. Благодаря умению сопоставлять у читателя возникает более полное представление о литературе в целом.

Задания 1.1.3 формулируется следующим образом:

  •  Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5—8 предложений), аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста (можно обращаться и к другим эпизодам этих же произведений), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
  • Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
  • Предлагается отрывок из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это эпизод, в котором Скотинин объявляет о своём желании жениться на Софье.

 1.1.3. Сопоставьте фрагменты поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». В чём Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простаков а. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная!
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда.
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

(Д. И. Фонвизин «Недоросль» )

 Выполняя задание 1.1.3, следуйте требованиям инструкции, а именно, сформулируйте прямой связный ответ в заданном направлении анализа, отвечайте, чем похож Скотинин на Чичикова, задумавшегося о молоденькой незнакомке, а не просто рассказывайте о Скотинине и Чичикове.

Поняли ли вы предъявленные вам требования? Прочитайте несколько ответов (они условны) на поставленный вопрос, выберите из них тот, который соответствует требованиям.

  1. Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о молоденькой незнакомке, тем, что хочет жениться и просит сестру женить его на Софьюшке. Так же, как Чичиков, Скотинин думает о девушке.
  2. Скотинин похож на Чичикова тем, что, подобно Чичикову, видит в женитьбе выгоду: у его будущей жены есть приданое: деревеньки, в которых есть то, что Скотинин любит больше всего, — свиньи.
  3. Скотинин похож на Чичикова тем, что хочет ещё больше разбогатеть.

Условием успешной сдачи экзамена является выполнение требований, которые предъявляются выпускнику основной школы. Эти требования отражены в инструкции к выполнению задания и в критериях, которыми пользуются эксперты, проверяя выполнения заданий экзаменующимися.

Так, в инструкции к выполнению задания предъявлено требование аргументировать суждения, опираясь на оба текста. В критериях оценивания есть указание на то, что высоким баллом оценивается привлечение текста на уровне его анализа, а не простого пересказа.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Как вы поняли требование анализировать текст? Прочитайте ответы на поставленный вопрос, выберите тот из них, который отвечает поставленным требованиям:

1. Скотинин похож на Чичикова тем, что, подобно Чичикову, видит в женитьбе выгоду: у его будущей жены есть приданое: деревеньки, в которых есть то, что Скотинин любит больше всего, — свиньи. Д. И. Фонвизин показывает эту страсть Скотинина его репликой: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою».

2. Скотинин похож на Чичикова тем, что, подобно Чичикову, видит в женитьбе выгоду: у его будущей жены есть приданое, ради него он собирается жениться на Софье. Так Чичиков думает о приданом девушки, которую встретил в дороге и обратил на неё внимание, а Скотинин о свиньях, которые есть в деревеньках Софьи.

3. Скотинин похож на Чичикова тем, что, подобно герою из «Мёртвых душ», ищет выгоду в женитьбе. Фонвизин показывает стремление Скотинина получить выгоду от женитьбы его репликами о том, что не девчонка ему нравится и не её деревеньки, а то, что водится в этих деревеньках и до чего у него «смертная охота», то есть до свиней. А Гоголь передаёт мысли Чичикова о том, что счастье «порядочного человека» составит не столько сама девушка, сколько её приданое: «…если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из неё бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек». Так оба автора показывают корыстолюбие героев и отсутствие в них уважения к мнению самих предполагаемых невест.

ЧАСТЬ 2-я.

Часть 2 экзамена по литературе предполагает написание сочинения.

Умение правильно прочитать вопрос и понять его содержание является основой успеха в написании сочинения. Прочитаем задание 2.1.

2.1. Сатирическое обличение чиновников в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Работу над осмыслением содержания задания начните с ответа на вопрос, все ли слова понятны вам в формулировке темы. Например, что означает слово «обличение»?

Обличение — это разоблачение, раскрытие чего-то вредного, преступного; обличение — это порицание. Следовательно, задание утверждает, что в поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголь что-то разоблачает, порицает в образах чиновников.

Обратим внимание на определение в словосочетании «сатирическое обличение». Что означает слово «сатирический»?

Слово «сатирический» может иметь значение «обличительный», но в данном случае, когда вы готовите ответ по литературе, необходимо вспомнить, что сатира — вид комического в искусстве, имеющее своей целью осмеяние пороков, свойственных людям и обществу, осмеяние отрицательных явлений действительности. Сатира предполагает использование различных комических средств — иронии, гротеска, гиперболы. Синонимами к слову сатирический могут быть слова карикатурный, язвительно-насмешливый.

Ещё одно слово, значение которого должно быть осмыслено перед тем, как вы начнёте писать сочинение, это слово «чиновник»*.

* Слово «чиновник» обозначает государственного служащего (в XIX веке чиновник в России обязательно имел один из служебных разрядов в Табели о рангах, отсюда идут выражения «мелкий чиновник», «крупный чиновник». Чиновники стремились получить более высокий класс, потому что высокий класс давал привилегии: более высокое жалование, большее влияние и даже возможность стать дворянином. Вводя Табель о рангах, Пётр I хотел предоставить возможность выдвинуться талантливым людям из низших слоёв, «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получить». Предполагалось, что сыновья титулованных лиц не могут получить высокого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут»). Чиновники получали жалованье от государства: у мелких чиновников жалованье было незначительным, крупные чиновники получали большое жалованье.

Чиновники в «Мёртвых душах» принадлежат разным классам: Гоголь изображает и мелких, и крупных чиновников. В Казённой палате, куда Чичиков пришёл совершить купчую, есть и совсем мелкие чиновники, занимавшиеся перепиской документов. В «Повести о капитане Копейкине» Н. В. Гоголь изображает чиновников высших классов.

Тема первого сочинения дана в утвердительной (не вопросительной) форме. Уже в формулировке темы содержится утверждение, что Н. В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» обличает чиновников (раскрывает в их делах и поступках нечто низкое, преступное, недостойное) и делает это сатирически (с язвительной насмешкой, создавая карикатуры).

Какие вопросы вытекают из этой темы? Задайте их — и вы получите примерный план вашего сочинения. Отвечая на эти вопросы, вы сумеете раскрыть тему сочинения.

 Какие вопросы следует задать?

Например: Кто из героев «Мёртвых душ» является чиновником? В чём обличает Н. В. Гоголь чиновников? Какие средства сатирического обличения (приёмы сатиры) использует Н. В. Гоголь? Почему Н. В. Гоголь обратился к обличению чиновников? Какие черты чиновников как сословия обличает Н. В. Гоголь? Кого из чиновников описывает более подробно? Почему? Рисует ли Н. В. Гоголь положительные черты в образах чиновников? В чём видит Н. В. Гоголь причины пороков чиновников?

 Кто из героев «Мёртвых душ» является чиновником?

Не спутайте с помещиками; помещики не состояли на государственной службе, доходы получали благодаря хозяйствованию в имениях; не спутайте с Чичиковым: Чичиков был когда-то чиновником — это описано Гоголем в предыстории героя; в момент основного действия Чичиков свободен от службы и находит способы добывать деньги, не занимаясь никакой полезной деятельностью.

 В чём обличает Н. В. Гоголь чиновников?

Если чиновник — человек, находящийся на государственной службе, то он должен служить общественным интересам, следить за соблюдением законов, обеспечивать порядок в городе. У каждого из чиновников (в «Мёртвых душах» это губернатор, полицеймейстер, председатель палаты, почтмейстер, инспектор врачебной управы, управляющий казёнными фабриками) есть свои обязанности по управлению тем ведомством, которое ему поручено. Главное, в чём обличает Гоголь чиновников, — использование ими должности в личных интересах. О полицеймейстере (полицеймейстер отвечал за спокойствие и порядок в городе, следил за правильной торговлей, соблюдением законов и распоряжений) он пишет с сарказмом: «…должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места или место для него». Это замечание Гоголя означает, что своё служебное положение полицеймейстер использовал для достижения выгоды, нарушая законы, забыв и о нравственных законах в том числе. Подобное можно сказать и о других чиновниках города N.

 Какие средства сатирического обличения (приёмы сатиры) использует Н. В. Гоголь?

Приёмы сатиры характерны для многих сатирических произведений: это гротеск (контрастное совмещение реального и фантастического, например: имя мелкого чиновника, получающего от Чичикова взятку за оформление документа, — Иван Антонович Кувшинное Рыло, его портрет: «Волос на нём был чёрный густой, вся середина лица выступала у него вперёд и пошла в нос»); гипербола (преувеличение, например: говоря о правителе канцелярии, Гоголь сравнивает его с Прометеем: «Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых… Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей!»); сарказм (язвительная насмешка, например: «на бал к губернатору, — дело весьма обыкновенное в губернских городах: где губернатор, там и бал, иначе никак не будет надлежащей любви и уважения со стороны дворянства…»); ирония (тонкая скрытая насмешка, например: Гоголь называет полицеймейстера «благодетелем» и «отцом города»).

 Почему Н. В. Гоголь обратился к обличению чиновников?

На чиновниках лежит большая ответственность за благосостояние города, благополучие его жителей. Но Гоголь имел в виду не только отдельно взятый город, но и страну в целом. От того, насколько честны будут чиновники, как они будут относиться к нуждам людей, зависит, как будут жить люди, и наоборот, эгоизм чиновников, их стремление использовать служебное положение для собственного благополучия и обогащения, нарушение ими законов, и юридических, и нравственных, приводит к отсутствию порядка в городе, отсутствию справедливости и к страданию людей.

 Какие черты чиновников как сословия обличает Н. В. Гоголь?

В первую очередь, использование служебного положения в личных целях.

 Кого из чиновников описывает более подробно? Почему?

Образам помещиков Н. В. Гоголь придал ярко индивидуальные черты. Создавая образы чиновников, писатель обобщил черты, присущие этому сословию, дал их коллективный портрет, подчеркнув тем самым типичные черты чиновничества. Но некоторым он уделил более внимания, чем остальным. Так он подробно рисует полицеймейстера, и это не случайно: полицеймейстер — главнейшее лицо в городе, на нём лежит обязанность следить за соблюдением законов и правил, за порядком в городе. Если полицеймейстер без зазрения совести берёт взятки и использует служебное положение в личных целях, то как же тогда живёт весь город?

 Рисует ли Н. В. Гоголь положительные черты в образах чиновников?

Н. В. Гоголь утверждает, что у человека есть свобода и от него только зависит, как он употребит этот свой великий дар; каждый человек может направить свои усилия на своё нравственное совершенствование и служение общему благу. Недаром Н. В. Гоголь указывает на прошлое полицеймейстера: он был участником Бородинской битвы — великого исторического сражения, в котором русские показали силу своей любви к Отчизне и силу своего духа.

 В чём видит Н. В. Гоголь причины пороков чиновников?

Н. В. Гоголь был глубоко религиозным человеком и был убеждён, что пороки человека — следствие его беспечности, человек забывает о том, что он смертен, и ему придётся дать ответ перед Высшим судом. Пока есть время жизни, человек должен бескорыстно и честно служить людям.

Так из вопросов и предполагаемых ответов набирается материал для написания сочинения. Теперь надо обратиться к тексту произведения, выбрать для аргументации фрагменты, эпизоды, детали и написать сочинение.

Мы дали свои ответы на поставленные вопросы, но это только пример, как можно ответить на них. Экзамен предполагает самостоятельно изложенное понимание идеи произведения; однако каждое утверждение должно быть доказано обращением к тексту произведения и его анализом.

2.2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф. И. Тютчев в своих стихотворениях?

Задание дано в форме проблемного вопроса, в нём уже есть утверждение, что Ф. И. Тютчев размышляет над философскими вопросами.

Разберёмся, что такое философские вопросы. Философские вопросы не имеют однозначного ответа, но заставляют раздумывать о содержании вопроса, заставляют искать возможный ответ, находить для его подтверждения те или иные аргументы. К таким вопросам относится в первую очередь вопрос о существовании духа и материи, есть ли цель у жизни, какова цель жизни каждого отдельного человека, что такое пространство и время, каково происхождение мира.

Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, надо знать стихотворения, которые написал Ф. И. Тютчев. В кодификаторе названы следующие стихотворения:

Стихотворение Философский вопрос
«С поляны коршун поднялся…» Наблюдение за полётом птицы рождает вопрос о мироустройстве: почему птица в состоянии преодолеть силу земного притяжения и подняться в воздух, а человек, «царь земли», нет?
«Есть в осени первоначальной…» Лицезрение прекрасного светлого осеннего дня рождает мысли о неуклонном движении времени, о вечной смене состояния природы…
«Весенняя гроза» Вопрос единства мира и человека, вопрос мироустройства, столкновения стихий и их взаимосвязи.
«Ещё шумел весёлый день…» Вопрос неуклонного движения времени, смены дня и ночи, жизни и смерти.
«Чародейкою зимою…» Изображение тайной жизни, скрытой под зимним оцепенением.
Для анализа текста, который будет включён в сочинение, необходимо выбрать не менее двух произведений. Их выбор, хорошее знание содержания и понимание смысла поможет сформулировать тезис, который будет доказан анализом выбранных стихов.

2.3. Почему В. Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо, несомненно, понимать значение слова «эгоист».

Эгоист — человек, действующий исключительно в своих интересах, ставящий собственные интересы выше интересов других людей.

Опираясь на знание содержания романа, нужно найти эгоистичные поступки Онегина и понять мотивы его поведения так, как изобразил их Пушкин.

Когда Онегин ведёт себя как эгоист? Например, он принимает вызов Ленского, не отказывается от него, несмотря на то, что недоволен этим поступком и собой. Что же заставило Онегина принять вызов Ленского? Пушкин объясняет этот поступок боязнью светских сплетен:

…он мыслит — в это дело Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье Ценой его забавных слов,
Но шёпот, хохотня глупцов…

 Так почему Онегин «эгоист поневоле»? — Он действует согласно правилам, принятым в его обществе, не имея чувства подлинной свободы отказаться от этих правил. Ответ может быть таким, но он не единственный, вы можете предложить свой вариант ответа.

2.4. Изображение войны в лирике отечественных поэтов второй половины XX века. (На примере стихотворений одного из поэтов по выбору выпускника)

Задание дано в форме утверждения, и для того, чтобы тема была раскрыта, начнём работу с постановки вопросов.

Какие годы включает вторая половина XX века? Понимать это надо для того, чтобы не написать сочинение на примере стихов военных лет.

Кто из поэтов XX века во второй его половине, то есть после окончания Великой Отечественной войны, обратился к военной теме? В каких произведениях?

Каковы особенности изображения войны? (Поэт вспоминает военные события? Он рисует военные эпизоды? Он показывает последствия войны? Каково его личное участие в войне?)

В разделе кодификатора 7.10 указаны, к примеру, такие поэты второй половины XX века, которые создавали произведения о войне, как Е. А. Евтушенко («Хотят ли русские войны», «Армия»), Б. Ш. Окуджава («А мы с тобой, брат, из пехоты…», «Здесь птицы не поют…», «Ах, война, что ты сделала, подлая…»), В. С. Высоцкий («Их восемь — нас двое. Расклад перед боем…», «Песня о погибшем лётчике», «Братские могилы»). Прочитайте эти стихотворения, выберите одного из авторов, напишите сочинение.


Вы смотрели «Образец выполнения заданий ОГЭ по литературе»

Выберите дальнейшее действие по подготовке к ОГЭ по литературе:

Теоретический минимум  Рекомендации к ОГЭ