Литературные направления и течения | ОГЭ для VIP

Литературные направления и течения

Для выполнения данного задания ОГЭ по литературе нужно

  • знать:
    • содержание понятия «литературное направление»;
    • определение понятий «классицизм», «сентиментализм», «романтизм», «реализм»;
  • понимать:
    • определяющие черты того или иного направления;
    • отличия одного литературного направления от другого;
    • связь между направлением в искусстве и философской направленностью эпохи, ценностные установки эпохи и их отражение в направлении;
  • уметь:
    • отличать одно направление в искусстве от другого;
    • определять принадлежность произведения тому или иному направлению в искусстве.

 

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

 

Литературные направления и течения

Литературные направления и течения — совокупность фундаментальных духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей, ряда группировок и школ, а также обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и соответствия программно-творческих установок, тематики, жанров и стиля.

Более простое объяснение понятия литературного направления: в каждом периоде развития общества возникают общие принципы отражения действительности в художественном произведении (и в литературе, и в музыке, и в живописи, и в архитектуре); эти принципы характерны для изображении мира в произведении, в отношении автора к этому миру, в однотипности миропонимания разных авторов. Общие черты восприятия мира и его изображения можно выделить и по ним определить то или иное литературное направление (или направление в искусстве).

Само миропонимание, то есть отношение к поставленным проблемам, представление о путях и способах их разрешения, идеологические и художественные концепции, идеалы писателей внутри направлений хоть и однотипны, но являются при этом индивидуальными. Благодаря индивидуальности мы можем отличить разных писателей одного направления друг от друга.

Например, для писателей-классицистов характерно большую роль в совершенствовании нравов человека, в развитии общества отводить науке, просвещению, образованию. Мысль о первостепенной важности знания высказана, например, и М. В. Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», и Д. И. Фонвизиным в комедии «Недоросль». Но Ломоносов произносит хвалебные слова науке, объясняет её значение, а Д. И. Фонвизин высмеивает невежество и нежелание молодых людей учиться, овладевать науками.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

(М. В. Ломоносов 
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол
Её Величества государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года»)

Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперёд, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка.

Простаков. Всему, мой отец.

Митрофан. Всему, чему изволишь.

Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например?

Митрофан (подаёт ему книгу). Вот, грамматике.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?

Простаков. Каково, мой отец?

Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силён.

(Д. И. Фонвизин «Недоросль» )

В борьбе и смене направлений и течений наиболее отчётливо выражаются закономерности литературного процесса. Часто термины «направление» и «течение» употребляются как синонимы.

Наиболее значительными направлениями в истории европейской литературы в процессе школьного изучения принято считать классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

 


Вы смотрели «Литературные направления и течения»

Выберите дальнейшее действие:

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ