Эпос. Жанры эпических произведений | ОГЭ для VIP

Эпос. Жанры эпических произведений

Различают три рода художественной литературы: эпический, лирический и драматический. В основу этого деления положена цель высказывания автора в произведении: рассказать о переживании — лирика; передать мысли о происходящем, дать им оценку с точки зрения объективного наблюдателя — эпос; показать конфликты (столкновения мнений, разных точек зрения) — драма.


 

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

 

Эпос

Эпос (от греч. «слово, повествование, рассказ») — род литературы, повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его сложности, множественности событий, причинно-следственных связях, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность).

Эпос, в отличие от лирики, беспристрастен и объективен в момент повествования.

Эпос, в отличие от драмы, изобразителен: включает в себя, к примеру, описание природы, внешности героев и т. д.

В эпических произведениях могут быть описаны как большие, так и ограниченные пространства, как длинные промежутки времени, так и короткие — это зависит от жанра эпического произведения и задачи, которую решает автор.

Эпические произведения обладают большими возможностями для изображения; в эпических произведениях присутствуют портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, описание действий, жестов, мимики героев.

 

Жанры эпических произведений

Роман — развёрнутое повествование о человеческой жизни с её страстями, борьбой, чувствами. Главный герой романа проходит через борьбу, столкновения с собой и обществом. Неслучайным является время, воссоздаваемое в романе: действия в романе происходят на фоне событий, борьбы идей, важных для всего государства как в историческом плане, так и в нравственном.

Один из романов, включённых в кодификатор единиц содержания, проверяемых на ОГЭ, — роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой романа — представитель высшего дворянства, которого автор наделяет такими ценными качествами, как ум, храбрость, решительность, образованность. При этом герой говорит о себе, что он глубоко несчастлив. Писатель не случайно называет роман «Герой нашего времени»: в названии подчёркнута типичность главного героя для времени, в котором происходит действие произведения. М. Ю. Лермонтов вслед за А. С. Пушкиным подмечает такую черту в людях: «глядеть в Наполеоны». (Вспомним: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы для нас орудие одно; нам чувство дико и смешно». А. С. Пушкин «Евгений Онегин».) Тему «наполеонизма» продолжил Лермонтов, показывая стремление современников бороться за собственное превосходство над другими, не замечая боли, страданий, чувств людей, которые становятся жертвами в этой борьбе. В нравственном плане эта борьба разрушительна и действительно требует осмысления в романе.

Роман отличается сложностью повествования, в нём не одна, а множество сюжетных линий; каждая из них не случайна, позволяет более точно и глубоко понять характер главного героя.

Так, например, главный герой Печорин показан в отношениях с Максим Максимычем, с женщинами — Верой, княжной Мери, Бэлой, в столкновении с Грушницким. Каждая из сюжетных линий позволяет проникнуть в идею романа, которую автор вкладывает в образ. Главный герой в романе имеет свой путь нравственных исканий. Это может быть путь наверх — к выходу из душевного кризиса, это может быть путь вниз — к нравственной гибели, опустошению, разочарованию.

В русской литературе существует роман, жанр которого определён самим автором. Это роман «Евгений Онегин», роман в стихах. «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница», — писал А. С. Пушкин П. А. Вяземскому.

В повествование со стихами вносится лирический элемент, связанный с передачей настроения, переживаний, чувств. Не чувств и переживаний героев — это происходит и в романе в прозе, а чувств и переживаний самого автора:

эпос

Или ещё один отрывок, отражающий иное переживание, иное чувство — гордости, глубокой связи с Отечеством, его историей, народом:

Эпос. Жанры эпических произведений

Жанр романа в стихах позволил А. С. Пушкину быть свободным в разговоре с читателем: он даёт оценки своим героям и их действиям, комментирует их:

Эпос. Жанры эпических произведений

Пушкин в романе иронизирует, любуется, негодует, радуется, грустит, восхищается.


Роман-эпопея — самый крупный жанр эпического рода литературы. Действия героев романа-эпопеи происходят на фоне исторических событий, меняющих судьбы мира, которые так или иначе затрагивают каждую человеческую судьбу. В русской литературе мы знаем два таких произведения: «Война и мир» Л. Н. Толстого (в основе исторического повествования события войны с Наполеоном) и «Тихий Дон» М. А. Шолохова (Первая мировая война, революция, Верхне-донское восстание).

«Война и мир» и «Тихий Дон» —произведения, которые изучаются в школе в 10-м и 11-м классах. В 9-м классе изучается произведение, близкое по жанру эпопее. Это поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Обычно мы представляем себе поэму как произведение, написанное в стихах. «Мёртвые души» написаны в прозе.

Начиная работать над «Мёртвыми душами», Гоголь называл новое произведение романом. Впоследствии Гоголь пришёл к убеждению, что его новое произведение — поэма, и не в традиционном, а в особом значении слова.

В набросках к «Учебной книге словесности для русского юношества» Гоголь выделяет в литературе ряд видов повествования в зависимости от широты охвата жизненных явлений. Рамки романа, условного (несвободного), как считал Гоголь, повествования, где основное внимание романиста должно быть сосредоточено на главном герое, были тесными для его нового произведения и не соответствующими замыслу: «Вся Русь явится в нём» (в нём — в новом его произведении).

В «Учебной книге словесности для русского юношества» Гоголь выделяет вид повествования, который определяет как «малую эпопею». Это словно середина между романом и эпопеей, рамки этого жанра подходили к его «Мёртвым душам». Свободная композиция, условное время повествования, возможность для обобщений, обращение к истории, конфликт уходящего и нарождающегося — всё это есть в поэме Н. В. Гоголя, как есть и очевидный лирический элемент — Гоголь на раз обращается к прямым выражениям чувства — к русскому языку, русскому народу, к самой Руси в лирических отступлениях в поэме.


Повесть — повествовательное произведение, средний между романом и рассказом повествовательный жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни главного героя. События, изображённые в произведении, даже если происходят на фоне грандиозных исторических событий (например, в русской литературе есть немалое количество повестей, описывающих события в годы Великой Отечественной войны), касаются именно героя, а не всего народа.

Так, «Шинель» Н. В. Гоголя — повесть. В ней рассказывается о жизни маленького чиновника, и события, происходящие в повести, относятся именно к нему, маленькому чиновнику (не к крестьянину, министру или купцу). А повесть Л. Н. Толстого «Детство» — повесть о жизни дворянского мальчика, как и повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе». Это именно дворянский мальчик, сын судьи, делает открытие, что люди из «дурного общества» не менее благородны, чем люди из «чистого общества», любят своих детей, заботятся о них, страдают, скорбят.


Рассказ — небольшое по объёму повествовательное произведение, в основе которого часто лежит какой-либо случай, заставляющий героя измениться, посмотреть на мир иначе, стать другим (необязательно лучше), сделать какое-то открытие о мире. Так, герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала» иначе стал относиться к миру, людям после того, как стал свидетелем жестокого наказания («провести сквозь строй») беглого солдата-татарина.

Рассказ имеет множество особенностей в творчестве каждого из писателей, создававших произведения в этом жанре. Так, некоторые рассказы А. П. Чехова иногда называют «мини-романами», так как художественное мастерство Чехова таково, что в нескольких эпизодах он мог передать целую человеческую жизнь.


Очерк очень близок рассказу, является его разновидностью. Для очерка характерна большая описательная часть (рассказы из «Записок охотника» И. С. Тургенева — яркий пример). Очерк — это полухудожественный полудокументальный жанр. В нём показаны реальные люди, но при этом всё равно создаётся образ человека, он показан так, как видит его автор.

Черты очерка присутствуют в таких произведениях, как «Судьба человека» М. А. Шолохова и «Матрёнин двор» А. И. Солженицына. В обоих случаях встреча автора-повествователя с человеком из народа (Андреем Соколовым и Матрёной Васильевной Григорьевой) заставляет его задуматься о судьбе народа, истории страны, её будущем.


Басня — короткий рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера, содержащий иносказание. Краткий нравоучительный вывод, содержащийся в начале или конце басни, называют моралью.

В басне широко используется аллегория. В басне могут быть осмыслены нравственные коллизии (как, например, в басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»), политические события (как в басне И. А. Крылова «Волк на псарне» передано отношение автора к событиям Отечественной войны 1812 года и попытке Наполеона, который понял, что попал в ловушку, и осенью 1812 года для сохранения престижа армии решил заключить мир. В образе Волка представлен Наполеон, в образе Ловчего — М. И. Кутузов).

 


Вы смотрели » Эпос. Жанры эпических произведений»

Выберите дальнейшее действие:

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ