ОГЭ для VIP Литература Художественная литература как искусство слова

Художественная литература как искусство слова

Для выполнения данного задания ОГЭ по литературе нужно

  •  знать:
    — содержание понятия «литература» в культуре и науке;
    — значение слова «художественный»;
    — виды литературы в культуре;
    — отличия художественной литературы от публицистической, научной, технической и другой литературы;
  •  понимать:
    — что художественная литература является искусством, и именно это отличает её от литературы научной и публицистической;
    — что произведение художественной литературы требует для его понимания осмысления, аналитической работы;
    — что изобразительные средства в литературном произведении служат для передачи внутреннего, спрятанного смысла;
  •  уметь:
    — находить внутренний, скрытый смысл в художественном произведении;
    — видеть средства изображения;
    — объяснять роль средств изображения для передачи смысла произведения.

 

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

 

  Художественная литература как искусство слова

Слово «художественный» имеет несколько значений:

  • отвечающий требованиям искусства, эстетического вкуса;
  • относящийся к искусству, к деятельности в области искусства;
  • изображающий действительность в образах.

Все три определения слова выражают содержание словосочетания художественная литература. Действительно, художественная литература — результат деятельности в области искусства, художества. Писателя можно называть художником, он действительно рисует, изображает действительность, пользуясь при этом не красками, как живописец, а словами, но, подобно художнику, изображает мир таким, каким его видит.

Художественная литература связана с эстетикой, поскольку она способствует развитию эстетического вкуса человека, его умения различать прекрасное и безобразное. Эстетика (от др.-греч. «ощущение») — восприятие мира через чувства. Литературное произведение, подобно произведениям других искусств, воспринимается человеком не только через разум, но и через чувство.

Недаром одно произведение нас увлекает, и мы его читаем не отрываясь, другое кажется скучным. Одному произведению даём оценку «нравится», другому— «не нравится».

Однако для учебного предмета «Литература» важно третье определение слова «художественный». На уроках литературы мы имеем дело с искусством, изображающим, представляющим действительность в образах. Это и есть художественная литература. Способ представлять действительность в образах отличает художественную литературу от публицистической и научной. Художественная литература — один из видов искусства, искусство слова.

Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие общественным значением. Различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако чаще всего в обычном и общепринятом смысле литературой называются произведения именно художественные.

В работах, посвящённых исследованию отличий художественной и научной литературы, приводятся примеры, как по-разному воспроизводится какой-либо объект средствами одной и другой словесной деятельности. Сравним научный и художественный способы изображения мира. Как, к примеру, описывается берёза в научной и художественной литературе (этот пример уже приводился в литературоведении)?

В каком научном источнике мы можем найти информацию о дереве, с которым часто в культуре соединяется образ России и которое стало своеобразным символом России — о берёзе? Первый и главный научный источник — словарь. Вот что написано о берёзе в специальном, биологическом словаре:

Берёза — род деревьев и кустарников (иногда кустарничков) семейства берёзовых. Около 70 полиморфных видов в северном полушарии. В России — около 20 видов. Берёзы светолюбивы, некоторые, например дальневосточная берёза ребристая, очень теневыносливы. Растут берёзы как на сильно заболоченных, так и на сухих каменистых почвах. Цветут ранней весной, почти с одновременным развёртыванием листьев. Берёзы — важнейшие лесообразующие породы.

Немало существует описаний берёзы в художественной литературе, её образ ассоциируется с образом самой России. Например, образ берёзы в стихотворении А. А. Фета «Печальная берёза…»:

Сравним текст приведённого выше научного определения с текстом стихотворения А. А. Фета «Печальная берёза…» по следующим критериям:

  • объективность/субъективность изображения;
  • вид деятельности авторов: какая деятельность автора описания легла в основу его труда (исследование, наблюдение, сравнение, сопоставление, опыт, обобщение, воображение, чувство, переживание)?
  • особенность лексики и синтаксиса: какая лексика использована в описании? каковы особенности синтаксического строя?

  • содержание описываемого: что является предметом изображения? что именно описывается в одном и другом описании, каков отбор материала, признаков?

 Результат сравнения приводится в следующей таблице:

научное описание и художественный образ

Результаты выполненной практической работы (исследования) убеждают в том, что «берёза художественная», то есть образ берёзы в стихотворении А. А. Фета, не подходит под научное определение. Однако что общего было в деятельности учёного и деятельности поэта? Наблюдение? — да, сравнение? — да (учёный сравнивал среднерусскую берёзу и дальневосточную, поэт — покрытые инеем отяжелевшие ветви с гроздьями винограда), обобщение? — да. Вывод может быть следующим: и наука, и искусство отражают и исследуют жизнь, но делают это по-разному. Учёный — с точки зрения особенностей существования предмета изучения в объективном мире; поэт — с точки зрения воздействия предмета изображения на человека.

По-разному создадут образ одного и того же явления или предмета и разные художники. (Художником называют не только живописца, но и всех, кто средствами своего искусства воспроизводит образ мира, — композитора, писателя, поэта.)

Сравним приведённое стихотворение А. А. Фета со стихотворением С. А. Есенина «Белая берёза» (умение сравнивать несколько художественных произведений требуется от выпускника при выполнении экзаменационных заданий):

Очевидно сходство в выборе места в пространстве’, в обоих стихотворениях описывается стоящая под окном берёза; времени действия: морозный зимний день, ясный день (упоминается игра денницы — зари) у Фета, заря — восход солнца, идущего с востока на запад, — у Есенина); выбор некоторых деталей’, ветви, покрытые инеем, которые в стихотворении Фета сравниваются с гроздьями винограда, а в стихотворении Есенина — с кистями (кистями шали, платка), бахромой; сравнение снежного покрова с женским нарядом. Сходство можно обнаружить и в отношении к предмету изображения: и тот, и другой поэт любуется берёзой, восхищается её красотой.

Но сам образ берёзы у Фета и Есенина различен: в стихотворении Фета это грустный образ, даже страдающий (эпитет печальная, сравнение снежного покрова с траурным нарядом, берёза страдает под направленным на неё действием: разубрана прихотью мороза); у Есенина берёза напоминает молодую, застенчивую и одновременно робко кокетливую девушку (она принакрыласъ снегом), на неё тоже направлено действие: заря ещё более украшает девушку-берёзу.

Стихотворение Есенина направлено более на создание образа берёзы, стихотворение Фета — на передачу состояния лирического героя, его чувства {радостен для взгляда наряд, люблю замечать, жаль мне), вызванного образом покрытой снегом берёзы.

Сравнение двух стихотворений показывает, что художественная деятельность — деятельность созидательная, изменяющая реальность, в ней заложено представление о мире, каким его видит тот, кто создаёт произведение.

 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Задание 1

Уберите неверное значение слова «художественный»:

1) отвечающий требованиям эстетического вкуса

2) искусственный, ненастоящий

3) передающий мир в образах

4) созданный средствами искусства

 Задание 2

Художественную литературу от научной отличает то, что

1) художественная литература не касается предметов, явлений, которые описывает научная литература

2) художественная литература не может описать мир точно

3) художественная литература при описании мира не прибегает к конкретным фактам (датам, мерам весов, длины и пр., историческим событиям и т. д.)

4) художественная литература передаёт мир в образах Задание 3

Назовите критерии, по которым можно сопоставить литературу художественную и литературу научную; литературу художественную и литературу публицистическую; литературу художественную и литературу техническую.

Соотнесите характеристики предполагаемого текста (они даны ниже) по критериям «научный», «художественный»:

воображение, выражение личностного отношения, живое чувство, личностный отклик, отсутствие личностного отношения, отсутствие эмоций, оценка изображённого, переживание, переносное значение слов, специальная лексика, точность, эксперимент.

 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Каким образом произведение художественной литературы можно выделить из всей массы других текстов?

Умение определять принадлежность текста тому или иному стилю требуется не только на экзамене по литературе, но и на экзамене по русскому языку: от этого будет зависеть правильность действий с текстом (определение проблематики текста, комментирование проблемы, определение позиции автора, точность в выборе аргументов).

Каждый текст несёт смысловую нагрузку, но наибольшую — именно художественный текст. Происходит это оттого, что художественный текст принадлежит искусству, то есть, подобно музыке или живописи, имеет свой собственный язык, и понять его можно только при условии того, что читатель воспримет не только язык, на котором написано произведение (к примеру, русский), но и «вторичный» язык — язык искусства. «Первичный» язык — язык, на котором написано произведение, — раскрывает только некий уровень смысла. Понять это свойство художественного текста можно на примере стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» (оно входит в кодификатор единиц содержания, проверяемых ОГЭ).

Если воспользоваться «первичным» языком для «дешифровки» смысла этого стихотворения, то можно сказать, что оно об осени, о её первоначальных днях, которые очаровывают человека своей красотой. Можно говорить о живописности стихотворения Тютчева, можно даже охарактеризовать эту живописность с помощью литературоведческих терминов и сказать о том, что поэт подобрал точные сравнения и эпитеты для описания осеннего дня и состояния человека. Но только «расшифровка» «вторичного» языка, языка искусства, даст возможность познать скрытый смысл стихотворения, глубину переживания лирического героя.

Можем ли мы ответить, например, на следующий вопрос: Сколько лет могло быть поэту, написавшему эти строки?

Но как и зачем это нужно сделать? Если заметить, что в центре стихотворения приёмом перешагивания (иначе этот приём называется анжамбеман) выделяются два слова:

 лишь путины тонкий волос
блестит на праздной борозде,

и поискать ответ на вопрос, зачем поэт использует этот приём, то можно найти подсказку для ответа. Эта подсказка — волос блестит. Когда так говорят? Когда начинает седеть голова и появляется первая седина. Поэт подчёркивает этот образ отрывом сказуемого от подлежащего, его переносом на другую строчку (в другой стих): волос в третьем стихе, а блестит — в четвёртом.

Каким одним словом можно объединить такие слова, как осень, первоначальный, пора, короткая, день, вечера, теперь? Наверное, это слово «время».

Когда читатель замечает эти особенности текста, то стихотворение открывает свой новый смысл: оно не только об осени, но ещё и о ходе времени. В стихотворении недаром есть образ прошлого (в олицетворении бодрый серп гулял, падал колос), настоящего (есть в осени, теперь уж пусто) и будущего (далеко ещё до первых зимних бурь). Человек замечает ход времени и по изменениям в природе (недаром в стихах о природе так много образов, связанных с временем), и по тем изменениям, которые происходят в нём самом.

Таким образом, стихотворение не просто описывает осень, в нём выражается переживание лирического героя, вызванное мыслями о неумолимом движении времени. Но каким светлым покоем веет от этого стихотворения, с каким миром принимает лирический герой порядок мироустройства! Мысль о грядущей зиме только острее делает его зрение, заставляет полнее переживать наслаждение светлым осенним днём, полнее переживать радость бытия.

О самом поэте, наверное, можно сказать, что с ходом времени, с движением собственной жизни он стал мудрее, доверчивее к окружающему миру, приобрёл душевный покой.

В стихотворении нет слова Бог, Творец, и всё-таки это стихотворение и о Творце, и Творении, потому что в нём высказано согласие с вечными изначальными законами бытия.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Задание 5

Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» (текст стихотворения см. в разделе III пособия).

Какие средства, с вашей точки зрения, делают этот текст произведением искусства?

Можно ли сказать, в какое время года происходит действие стихотворения?

 

Ответы на задания и комментарии

 Задание 1

Ответ 2: слово «искусственный» означает «ненатуральный, сделанный».

Задание 2

Ответ 4: художественная литература, как и научная, может описать мир точно, объективно, может прибегать к конкретным фактам, точным цифрам, датам и т. п.; главное отличие художественной литературы состоит в том, что она передаёт мир через образы.

 Задание 3

Вы можете предложить свои, отличные от предложенных здесь критерии. Направление вашей мысли должно быть примерно следующим: предмет описания; цель описания; способы описания; особенности лексики и синтаксиса.

Научный: отсутствие личностного отношения, отсутствие эмоций, специальная лексика, точность, эксперимент.

Художественный: воображение, выражение личностного отношения, живое чувство, личностный отклик, оценка изображённого, переживание, переносное значение слов.

 Задание 5

Среди тех приёмов, которые делают стихотворение М. Ю. Лермонтова произведением искусства, рождающим образ мира, каждый читатель выберет что-то ему особенно дорогое, привлёкшее его внимание. Например, множество олицетворений: нива волнуется, слива прячется, ручей шепчет и пр. Или читатель заметит, что стихотворение состоит из одного сложноподчинённого предложения с однородным подчинением придаточных, за читателем останется право решить, какого вида придаточных — времени или условия и т. д.

Время года в этом стихотворении не указано: в нём есть приметы весны, лета, наступающей осени; отсутствие указания на точное время года неслучайно: в стихотворении создан образ самого мироздания. Любое время года, любое пространство — нивы, сада, леса — вызывает радостное сознание присутствия Творца в его Творении и умиротворённо действует на душу лирического героя:

 И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.


Вы смотрели » Художественная литература как искусство слова»

Выберите дальнейшее действие:

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ