Драма. Жанры драматических произведений | ОГЭ для VIP

Драма. Жанры драматических произведений

Различают три рода художественной литературы: эпический, лирический и драматический. В основу этого деления положена цель высказывания автора в произведении: рассказать о переживании — лирика; передать мысли о происходящем, дать им оценку с точки зрения объективного наблюдателя — эпос; показать конфликты (столкновения мнений, разных точек зрения) — драма.


 

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

 

Драма

Драма (от греч. «действо, театральное представление») — род литературы, воспроизводит объективный мир: поступки людей, их размышления, конфликты, но автор делает это, передавая слово самим персонажам. Драма одновременно принадлежит литературе и театру. Диалог и монолог — форма передачи содержания драматического произведения.

В драме отсутствует внутренний монолог, прямые оценки автора. Это не означает, что автор никак не предъявляет собственной позиции. Автор даёт указания к действиям актёров, которые будут на сцене представлять того или иного героя. Такие указания называются ремарками.

Ремарки важны не только для актёра, но и для читателя, они помогают избежать ошибок в понимании образа того или иного героя. Так, например, для понимания конфликта в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» очень важна развёрнутая ремарка «Замечания для господ актёров», где автор указывает, какой образ должны представить актёры зрителям.

Например, о Хлестакове говорится следующее:

…молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько при-глуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли.

А о городничем:

…уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно сурьёзен; несколько даже резонёр; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжёлую службу с низших чинов.

Как же так случилось, что никчёмный, глупый, не похожий на значительное лицо из Петербурга молодой человек ввёл в ужас, в заблуждение человека, сумевшего без неприятностей дойти с низших чинов до управления городом? Потому что не молодой человек вверг в ужас городничего, а его собственная неспокойная совесть заставила его бояться, в первом попавшемся чужом увидеть ревизора.

Не менее важна последняя ремарка комедии, это знаменитая «немая сцена», в которой важно описание каждой позы: Городничий посередине в виде столба, с распростёртыми руками и закинутою назад головою — это поза мольбы, и городничему уже, наверное, действительно больше не на что надеяться, как только на Божью милость.

Или почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращённый к зрителям, — стоит иметь в виду, что финал драматического произведения более других частей пьесы направлен на зрителя. Гоголь был убеждён, что художественным творчеством можно способствовать улучшению нравов — в театре могут присутствовать люди с грехами, подобными грехам героев «Ревизора». Недаром император Николай I, посмотрев пьесу, сказал: «Ну пьеска! Всем досталось, а мне более всего!»

Список действующий лиц, или афиша, важен так же, как и ремарки. Это часть драматического произведения, в которой автор сообщает читателю, как зовут действующих лиц, определяет их статус, возраст, указывает на родственные связи, на особенности персонажей. Уже по списку действующих лиц можно предположить, в чём будет заключаться конфликт драматического произведения.

Конфликт — это главнейший элемент драмы как литературного рода. Автор будто бы уходит из произведения, предоставляет слово героям, они словно разыгрывают в пьесе саму жизнь. Так обозначаются конфликты человеческой жизни, которые за обыденностью повседневной жизни не видны, но обнажаются, выделяются самим ходом пьесы. Именно конфликт организует всё действие драматического произведения.

Надо иметь в виду, что конфликт не всегда проявляется в ссоре. Конфликт — это столкновение не самих людей, а их убеждений, жизненных ценностей, взглядов. Конфликт может быть и внутренним. Это не с Хлестаковым столкнулся городничий, а с самим собой, со своей совестью, заставившей его поверить в им же самим совершённую ошибку.

От природы конфликта зависит жанр драматического произведения.

Жанры драматических произведений

Трагедия — драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами, неизбежно ведущий к гибели героя.

В трагедии всегда речь идёт о высоких идеях: защите справедливости, любви, исполнении нравственного долга, верности нравственным принципам. Вот почему героями трагедии часто становятся персонажи, занимающие высокое положение, — монархи, полководцы и т. п., их поступки и судьбы оказывают решающее влияние на историческое развитие общества. Герой трагедии всегда человек благородный, он решает самые важные вопросы бытия. Гибель героя в финале неизбежна, но это не означает поражения. Гибель героя меняет мир и людей, в том числе читателя и зрителя. Стремление героя противостоять складывающимся обстоятельствам даёт обострённое ощущение торжества нравственного начала мира, показывает человека как героя, вызывает осознание непрерывности и вечного обновления жизни. Катарсис — нравственное очищение человека — цель трагедии. Например, гибель Ромео и Джульетты заставила примириться враждующие семьи, осознать греховность вражды, нелепость человеческого поведения.


Комедия — в самом общем виде произведение драматургии, которое возбуждает смех зрителей. Но стоит обратить внимание, что разные люди по-разному видят смешное, и не всегда комическое вызывает у них смех. Это происходит оттого, что писатель-комедиограф обладает даром смотреть на обычные явления с новой, непривычной точки зрения, и там, где обычный человек не увидит ничего смешного (что смешного, например, в том, что в здании суда сторожа развели гусят), автор покажет нелепость происходящего, покажет несоответствие норме, соединит несоединимое (например, назовёт осла умным или даст доктору фамилию Гибнер). Несмотря на то что зрители смеются, когда смотрят комедию, чаще всего она оставляет грустное впечатление — ведь смех вызван нелепостями жизни, недостатками людей.

Комическое граничит с трагическим — мы смеёмся, когда Митрофан «сдаёт экзамен», но что смешного в том, что молодой человек, заканчивающий учение, не знает, что есть наука география, не знает частей речи, не умеет делать вычисления. Это уже трагедия, если не для него самого, то для людей, которые будут иметь с ним дело.

Зрители и читатели заметили, что комедии могут вызывать грусть. А. С. Грибоедов определил жанр «Горе от ума» как комедию, но заканчивается она грустно не только для Чацкого, но и для Софьи (человек, которого, как ей казалось, она любила, в благородство которого верила, оказался подлецом), и для Фамусова тоже — он остаётся обманутым отцом, и честь его дома может пошатнуться, поэтому его так волнует мнение неведомой зрителю Марьи Алексевны. Такой жанр комедии можно расценивать как трагикомедию.


Трагикомедия — драматургическое произведение, обладающее признаками как трагедии, так и комедии; комическое и трагическое не только сосуществуют в трагикомедии, но взаимно обусловливают друг друга и обостряют как звучание одного, так и другого.

Молчалин в комедии «Горе от ума» рассказывает Лизе о своём жизненном кредо, о принципах своей жизни:

Драма. Жанры драматических произведений

Лиза смеётся: Сказать, сударь, у Вас огромная опека, но грустно то, что человек считает такое поведение умным и достойным, и трагично то, что, встретив человека с такими принципами, другой человек может поверить в его искренность (как поверила Софья), довериться этому человеку и оказаться в его руках орудием, средством для достижения им собственных целей. Это уже трагедия для доверившегося человека.


Драма — сценическое произведение с острым конфликтом, вызванным несоответствием взглядов, убеждений героя с общепринятыми в том обществе, в котором происходит действие. Герои драмы сталкиваются с обстоятельствами, трудными для них, борются с ними. Конфликт драмы острый, но так или иначе герой выходит из конфликта, или оставаясь побеждённым обстоятельствами, или победив их.

Слово «драма» может использоваться и более широко, обозначая любую пьесу.

 


Вы смотрели » «

Выберите дальнейшее действие:

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ